Brinkmann. Испытательный тест
Brinkmann Audio — новый аналоговый бренд на российском рынке аппаратуры уровня high end. Компоненты Brinkmann — транзисторные, имеют весьма оригинальный вид (слово "дизайн" к ним применять не хочется, поскольку никакого отношения ни к "хайтеку", ни к интерьерам они не имеют). Необычность же внешнего облика состоит в первую очередь в том, что корпуса аппаратов (за исключением проигрывателей грампластинок) имеют стеклянный верх и гранитный низ (в виде массивных плит). Мало того, в них скрывается еще немало сюрпризов, далеко не все из которых можно разглядеть сквозь стекло.
Хельмут Бринкманн (Н. Brinkmann) — известный разработчик из числа перфекционистов-нонконформистов (собственно, именно такие люди, как он, и создали high end audio). В 1976 году Бринкманн совместно с Кнорном (Н. Knorn) создали компанию Audiolabor GmbH, в том же году был выпущен первый усилитель — VV2020, который удостоился положительных отзывов практически всех изданий. Настоящим триумфом фирмы стал выход в 1982 году комплекта Klar/Stark. Предусилитель получил свое название благодаря верхней панели, изготовленной из стекла. Примерно в это же время к Audiolabor примкнул эксцентричный Дитер Фрике (Dieter Fricke), который запомнился российским аудиофилам начала 1990-х своими акустическими системами Ecouton, заставившими скептиков пересмотреть тезис о несовместимости тяжелого рока с аппаратурой high end.
В начале 1980-х Бринкманн покинул компанию (не исключено, что причиной разлада послужили попытки его коллег переориентироваться на "цифру"). Впрочем, его "аналоговое мышление" оказалось востребовано и сегодня: в конце концов, кто сказал, что цифровые и аналоговые технологии должны бороться между собой? Куда лучше чтобы они дополняли друг друга, способствуя при этом сохранению преемственности в развитии самой культуры high end audio! Компания Audiolabor объявила о своем закрытии в 2003 году, правопреемники продолжают выпускать репликации (история Tandberg повторяется), а Кнорн благоденствует в качестве дистрибьютора Tivoli Audio.
Проигрыватель грампластинок Brinkmann Balance
Типичная для супер-"вертушки" супервнешность, хотя и не столь отвязно-эзотерическая, как у иных представителей данной категории. Конструкция тяготеет скорее к рационализму, чем к технической экзотике. Массивный агрегат покоится на станине из черного полированного металла, имеющей форму скругленной трапеции (в центре широкой части находится опорный диск, в узкой же — площадка для тонарма). Если меломан желает приобрести аппарат с двумя тонармами, следует остановиться на другом проигрывателе — La Grange, оборудованном двумя монтажными площадками. Причем на одной можно установить, скажем, 12-дюймовый тонарм, а на другой — 9-дюймовый. В основании "вертушки" лежит гранитная плита производства Harmonic Resolution System, США. Блок двигателя с тремя круглыми сенсорными кнопками (33, 45 об/мин и выключение) представляет собой конструктивно автономный агрегат, который ставится на гранитное основание рядом с опорным диском и связывается с последним лишь резиновым пассиком, укладывающимся в специальную проточку на боковой поверхности диска. Двигатель — производства Pabst, большой и тяжелый, трехфазный с фазосдвигающей схемой (что роднит данную модель с некоторыми "вертушками" легендарной фирмы ЕМТ; как будет видно из последующего изложения, это не единственный признак родства). Диск весит 16 кг и состоит из чередующихся слоев дюраля, свинца и меди, запрессованных в черное стекло в верхней его части. Вот тут и начинаются основные бринкманновские сюрпризы. Во-первых, в отличие от обычной ситуации, диск не имеет оси. Ось вставлена в массивный подшипник, на который опорный диск ложится, можно сказать, плашмя (точнее, в его нижней части предусмотрена выборка по диаметру подшипника). Ось служит лишь в качестве направляющего элемента, гарантирующего идеальную центровку при сборке. Сам подшипник покоится прямо на станине безо всяких виброизолирующих подвесов, однако это не мешает ему почти в прямом смысле "кататься как сыр в масле", причем масло подогревается до температуры, обеспечивающей оптимальную вязкость. Для этого проигрыватель оснащен специальным усилителем на MOSFET-транзисторах выходной мощностью 20 Вт с терморегулятором, работающим на нагревательный элемент. Питание усилитель получает от отдельно стоящего блока, к которому подключен и двигатель. И еще один сюрприз: в качестве опции Бринкманн предлагает для двигателя... ламповый стабилизатор! Стоит опция ни много ни мало 2550 евро, но, если верить производителю, именно в такой конфигурации проигрыватель полностью раскрывает свой потенциал. Мистика? И это при том, что, кроме блока питания для мотора (и усилителя для наушников в интегральном усилителе Brinkmann Integrated), Brinkmann не делает ни одного лампового компонента. В предусилителе замечены операционные усилители, а между "вертушкой" и фонокорректором нет повышающих трансформаторов для МС-головок (их заменяют активные входные каскады, и тоже не ламповые)!
Теперь о тонарме. Конструкция проигрывателя допускает установку тонармов 9 и 12 дюймов. Однако сам разработчик рекомендует свой 10,5-дюймовый, в основе которого лежит прямой тонарм известного швейцарского бренда Breuer с фиксированным шеллом. Изначально Breuer просто поставлял свои тонармы, но в ответ на возросшие объемы заказов скрупулезные швейцарцы не выказали достаточной оперативности, поэтому Бринкманн просто скупил все тонармы Breu-ег на корню, а уж коль так, грех было не довести их до ума. Естественно, доработка носила антирезонансную направленность. Трубка из алюминия (по сведениям некоторых источников, это все же титан) имеет особое слегка шероховатое покрытие (анодирована) и деревянную внутреннюю вставку. Подвес тонарма — "двойной кардан". Плюс магнитный антискейтинг и жидкостный микролифт. Но самое важное - каретка тонарма с вмонтированными разъемами RCA, которая просто вставляется в обойму, наподобие выдвижного ящика, и закрепляется с помощью одного винта. Штатный тонарм предлагается в сборе с кареткой и головкой, при этом после его установки не требуется никакой юстировки азимута и угла захода иглы в канавку — все это осуществляется заранее, на фабрике. Одним словом, модульная конструкция. Все же на случай, если владелец проигрывателя предпочтет другие тонарм и головку, производитель прилагает необходимые тестовые таблицы для самостоятельной настройки.
Штатная головка — модификация профессионального МС- картриджа производства ЕМТ. Снят массивный кожух, давление иглы уменьшено с 2,5-3 до 1,5 г (пластинки-то жалко!). Крепление стандартное, так что пользователь без труда сможет заменить головку на любую другую, правда, скорее всего, ненадолго — ЕМТ не просто профессиональный бренд, но объект культового поклонения для сотен аудиофилов. Тех, кто хоть раз попробовал ЕМТ, редко прибивает к другому берегу... И еще сюрприз: центральное отверстие опорного диска имеет конусную расточку, а на ось надета маленькая втулка Т-образного профиля со слегка закругленной шапочкой. В результате, когда ставишь пластинку, она оказывается приподнята над диском на 1,5-2 мм. Затем под действием прижима края пластинки опускаются и прижимаются к диску. Иными словами, она чуточку деформируется, а еще точнее, приобретает правильную форму пологого купола, благодаря чему коробления в значительной степени расправляются. Заметим, однако, что наше тестирование за неимением штатной, бринк-манновской, проводилось с головкой van den Hul. К слову сказать, сборка "вертушки", части которой транспортируются в двух больших ящиках, занимает каких-то 10 минут.
Предварительный усилитель Calvin
Технические параметры по данным производителя:
Входы: 5 линейных стерео (RCA)
Опционная плата фонокорректора: (1 вход задействуетея под Phono)
Выходы: 2 линейных (RCA)
Диапазон частот: 0-250 кГц
Отношение сигнал/шум (линейные входы): 90 дБ
Нелинейные искажения: не больше 0,01 %
Интермодуляционные искажения: не больше 0,05%
Максимальный уровень выходного сигнала: +12В
Выходное сопротивление: 0,1 Ом
Входное сопротивление (линейные входы): 20к0м
Чувствительность по линейным входам: 150 мВ
Аксессуары: инфракрасный пульт ДУ (громкость, Mute)
Масса без подставки / с подставкой: 8 кг / 16 кг
Как и моноблоки Mono, "пред" покрыт стеклом и стоит на гранитной плите (свободно, без какого-либо крепления). Торцы довольно широкого корпуса представляют собой радиаторы. Надо сказать, что по топологии схема ничуть не похожа на те, что приходится видеть в большинстве других аппаратов, когда при снятии крышки взору открываются невразумительные нагромождения деталей и "все провода в разные стороны". Тут — не просто плата, а прямо-таки художественно сервированный банкетный стол! В центре вторым этажом маленькие платки с SMD-компонентами — собственно усилительные каскады, со всех сторон окруженные небольшими "отрядами" блокировочных элементов (электролитов). Кое-где удалось заметить и 8-ножечные DIP-корпуса с маркировкой "ВВ" ("операционники" Burr-Brown, однако!). Сетевой трансформатор вынесен в отдельный блок. Суммарная емкость сглаживающих конденсаторов фильтра питания в 1000 мкФ на сегодня уже не рекорд, хотя производитель и обращает на сей факт особое внимание. Зато наличие параллельных (шунтовых) стабилизаторов - действительно экзотика, благодаря которой, как утверждает Бринкманн, достигнуты немалые успехи в области низкого баса. Естественно, межкаскадные связи здесь — чистая гальваника, в противном случае вышеупомянутое утверждение превратилось бы в рекламный блеф. Обращает на себя внимание многопозиционный переключатель под шлиц, с помощью которого выбирается нужное сопротивление по входу Phono. Таких входов тут два (для ММ и МС), плюс пять линейных. Все они, как и выходы, небалансные, хотя сами каскады усиления построены именно по симметрично-балансной схеме. Громкость регулируется моторизованным потенциометром ALPS, есть также раздельная подстройка баланса каналов.
Усилители Mono
Аппараты как бы лишний раз подтверждают, что усилитель — это на 90% блок питания. Через стекло в этих моноблоках, которые кажутся миниатюрными и даже игрушечными, виден солидный сетевой трансформатор с разлапистым магнитопроводом (габаритная мощность 0,5 кВт) и громадные электролиты Roederstein в количестве 4 штук. Схема усилителя целиком балансная, а выходной каскад собран на биполярных транзисторах Sanken (по 2 в каждом плече) по схеме Diamond Buffer Array и работает в "щедром" классе АВ. Это очень популярная схема симметричного двухкаскадного эмиттерного повторителя, воплощенная в данном случае на уровне большой выходной мощности. Схема очень стабильна и позволяет, сохранив минимальными искажения и широкой полосу частот, обойтись без общей ООС, что Бринкманн, кстати, и сделал. Есть, правда, у этих усилителей и слабое место: низкое входное сопротивление (всего 1 Ом). Это значит, что со "своим" предусилителем ничего страшного (Calvin имеет на выходе 0,1 Ом), а вот из "чужих" не всякий подойдет. Еще раз вернемся к стеклу и граниту. Здесь дело не только в необычном внешнем виде. Бринкманн придает большое значение температурному режиму, а при подобном исполнении компоненты приобретают свойства термостата: каменные плиты накапливают и держат тепло, а стекло не дает ему слишком быстро улетучиваться. Естественно, рассеивание тепловой энергии остается, но уже не происходит по принципу "чем больше, тем лучше", а становится частью строго выверенного процесса поддержания теплового баланса.
Прослушивание
С одной стороны, тракт отличают элитарные, инновационные компоненты, механическая и электрическая прецизионность. С другой — ни ламп, ни повышающих МС-трансформаторов (к разочарованию аудиофилов-экстремистов). Каков же результат? Надо сказать, что далеко не в каждой, даже "максимальной" системе, где есть все, "винил" оказывается способен оправдать трепетное к себе отношение со стороны ортодоксальных аудиофилов. Часто убеждаешься в том, что ностальгия и чисто внешняя атрибутика винилового ритуала во многом заменяют качество звучания, которое не всегда однозначно выше, чем у компакт-диска. Иной раз, слушая хороший цифровой тракт, спрашиваешь себя: ну чем CD хуже? А слушая посредственный, хоть и супердорогой аналоговый: ну чем, чем лучше "винил"? ("чем CD"— почти как в анекдоте...) И вот наконец-то Бринкманн помог формализовать эти отличия (не будем говорить "преимущества", поскольку речь идет не о сравнении с CD, а о хорошем звучании "винила" как таковом). Нет смысла говорить и о музыкальности, глубине сцены, естественности тембров. Все это тут имеется (как, впрочем, и там). Самая же главная "виниловая добродетель"— это необычайно живое, подвижное, пульсирующее и непрерывно трансформирующееся "тело" звука. На CD же все кажется чуть более статичным, запланированным и отрепетированным. "Винил" подобен премьере или импровизации, тогда как CD — обычному спектаклю по графику. В первом случае звуки и образы возникают спонтанно, не дожидаясь, когда их "попросят на сцену", во втором же они точно следуют сценарию нот. Конечно, "винил" с его живой непосредственностью в этом плане выигрывает. Вот, собственно, и все. Остальные различия — а их, конечно, масса — это уже физика, частности.
Вернемся, однако, к нашему тракту. То, что он не только подарил наслаждение от высокохудожественного звучания, но и настроил экспертную группу на аудиофилософский лад, само по себе о многом говорит. Причем для этого не пришлось терять полдня, выискивая особо яркие фрагменты и мысленно выставлять баллы за "низы", "середину" и "верхи"— стоило игле опуститься на пластинку, и через минуту-другую все стало ясно. Слушали-то всего один диск, правда, хороший: тяжелый HQ и совсем не запиленный.
Вывод
Тракт Brinkmann имеет полное право представлять "виниловый стиль" на самом высоком уровне. Причем не только качественном, но и художественном. Из всех проигрывателей, которые были у меня за последние годы, Shindo Reference/Garrard 301 оказался самым легким в повседневном использовании и не вызывал никаких проблем. Достаточно один раз все правильно установить, и вам не придётся об этом больше думать: никаких бесконечных настроек. Balance – полная противоположность к понятию «неполадки», скорее это ближе к «подключи и оно работает», что было большим стремлением в high end. Отличительная черта проигрывателя - это не только легкость настройки и эксплуатации, но и воспроизведение высочайшего уровня. Подберите ей достойную комплектацию, и вы будете вознаграждены исключительным по качеству воспроизведением звука с того самого момента, как вы поставите иглу звукоснимателя в канавку и до тех пор, пока вы не захотите выключить проигрыватель, хотя я подозреваю, у вас редко возникнет подобное желание.
Для критиков уже привычно оценивать звуковое воспроизведение по частям: начиная с высоких или низких частот, переходя на мидбасс в средний диапазон, а потом к другому концу диапазона. Конечно, каждый может так проделать с Brinkmann Balance, но в этом нет ни малейшей необходимости. Brinkmann Balance воспроизводит музыку так, как будто вы слушаете её наяву: органически целостно, а не отдельными кусками. Тем не менее, если слушатель хочет прослушать отдельные фрагменты, то, конечно, он свободно сможет это сделать. Всё так, как и с музыкой на виниловых дисках, которую можно слушать аналитически. Brinkmann призывает слушателей не вдаваться в аналитическое прослушивание, а просто позволить музыке коснуться вашей души. Есть ли основания жаловаться на звучание? На самом деле, нет. Как бы я не старался. Проигрыватель за два месяца не стал звучать хуже. Песня "Hey Boy, Hey Girl" группы Chemical Brothers' звучала как ода на сцене Club Ecstasy. Даже «Миссия вернётся» Роя Бучанана
Артур Фрунджян
-
Brinkmann. Баланс решений, технологий и компонентов
Продукцию немецкой компании Brinkmann отличают сбалансированное взаимодействие компонентов, технических решений и технологий, выдающийся дизайн. Ее создатель – конструктор мирового уровня,...
-
Brinkmann EMT Titanium. Головка звукоснимателя
Существует тысяча разных вариантов по разработке акустических систем. Сотня для того, чтобы собрать усилитель. И, по меньшей мере, миллион методов производства обыкновенного кабеля. Но как только...
-
Brinkmann LaGrange. Чувствительный гигант
Как совладелец «Audiolabor», Хельмут Бринкманн сконструировал свой первый проигрыватель в 1980 году, легендарный «Konstant». Спустя 27 лет, его последняя разработка «La Grange», оснащённая новым...
-
Brinkmann LaGrange. Проигрыватель винила
Весело, как все получается. Сейчас 2 часа ночи и у меня осталось меньше 48 часов, чтобы дописать свой обзор и отдать его на рассмотрение моему начальнику и господину Дейву Кларку. «Ну и что же...
-
Brinkmann. Проигрыватель Bardo
После долгих лет исследований и разработок, Хельмут Бринкманн (Helmut Brinkmann) сконструировал привлекательный проигрыватель Brinkmann Oasis с прямым приводом. С тех пор, как этот проект был...