EUR UAH USD
 
Курсы валют
UAH32
USD1.23
 
Статьи

AMR CD-77. Старая школа цифры в современном мире

AMR CD-77. Старая школа цифры в современном мире

Не поняли... цифра – ведь новая технология? Как же может быть «старая школа»? Не так мало изменилось за эти 25 лет. В том далеком 1982 году, когда вышел первый компакт, в чартах лидировали Men At Work, Hall & Oates и Olivia Newton-John, а Мадонна еще не стала «материальной девушкой». В то время, компакт был еще чужеродным явлением среди винила и кассет. Теперь вся эта тройка, после напора компьютерных форматов, загрузок из интернета и онлайн-магазинов типа iTunes близка друг другу. Термин «идеальный звук навсегда» уже не относится к этому 4½ дюймовому поликарбонатному диску.

При всем ренессансе винила объем его продаж едва достигает 1% от всего объема проданной музыки. Похоже, поликарбонатному брату туда скоро и дорога, ведь количество отделов магазинов снижается с огромной скоростью. Так зачем нужны эти многокилобаксовые проигрыватели компакт дисков типа этого AMR CD-77? Стоит обратить внимание на огромное количество предложений дорогущих проигрывателей винила сейчас по сравнению с временами его расцвета. Мы, аудиофилы, не очень торопимся расставаться со своим добром, когда вокруг полно музыки этого формата. В конце концов, нежелание расставаться с винилом было обусловлено качеством его звучания. Я – владелец приличной вертушки и люблю аналог. Но должен признать, что компакт за эти 25 лет научился многому и разрыв сужается. И судя по прогрессу, мы просто еще не открыли весь потенциал CD. Плюс, существует момент тактильного контакта с носителем музыки. Одним словом, если вы не готовы выбросить ваши компакты – стоит присмотреться к такому чуду за приличные деньги как AMR CD-77. Он точно не для Иpода вашего ребенка – он тяжелый. Когда я распаковал его из крутейшего алюминиевого кейса – кое что впечатлило меня. Крайне продуманная музейная упаковка и качественные аксессуары. Качественный силовой кабель и межкомпонентник. Чудовищный вес в 63 фунта (107 в упаковке) и размер 17 1⁄2” x 18" x 6".

Внешний вид.

Размер и вес, конечно не делают из усилителя мачо, хотя… Экстерьер усилителя не спартанский и не по-женски ювелирный. Море алюминия в титане или шампань на выбор. Мощная передняя панель с плавными обводами содержит дисплей и 5 кнопок управления нежными прикосновениями. Верхний лоток загрузки диска окружен с каждой стороны 3-мя окошками. Для вентиляции 6-ти ламп, а не для красования внутренностями. Тяжелый магнитный прижим плотно фиксирует компакт в алюминиевых недрах лотка. Проигрыватель эффектно освещен голубым светом, кому-то может не понравиться – а я люблю такое. Большой пульт оснащен тач-скрином, и также светиться голубым. На задней панели: аналоговые XLR и RCA разъемы, выключатель питания, IEC разъем и USB порт для подключения компьютерных источников. В поставку включены 4 большие ножки со вставками из вспененного материала для уменьшения вибрации.

Интерьер.

Внутри все кричит о качестве. Модульный дизайн, аккуратнейшая проводка. Приличнейший блок питания включает в себя 14 специальных регуляторов, так как разработчик Thorsten Loesch считает, что это крайне необходимо из-за широкополосности цифрового шума. Такой подход, по его словам, уменьшил шум питания в 1000 раз по сравнению со стандартными решениями и практически уничтожил цифровой шум.

Транспорт также собственной разработки из привода Sony K-series и Phillips CD-18 servo system. Считая неприемлимым стандартные подходы к уменьшению джиттера, фирма разработала систему OptiClockLock®. По мнению разработчика, основной дефект обычного подхода лежит в ложном представлении о точности тактового генератора, особенно так называемых "super-clock". Обычно используются несколько чипов среднего качества и даже слегка улучшенные супер-клоки, которые генерируют сигналы, сильно несогласованные друг с другом – в результате джиттер, цифровой шум. Разработчик рекомендует не зацикливаться на точности генератора, а обратить внимание на следующее: 1) фазовый шум 2) синхронизацию генераторов. OptiClockLock® синхронизирует все генераторы с главным термокомпенсируемым мастером с собственным источником питания. В результате шумы остаются на теоретическом уровне.

ЦАП CD-77 сделан в стиле «старой школы». Знаменитый Philips TD1541A DAC в сердце этого решения. Фирма умудрилась скупить у Филипс  достаточное количество этих чипов вместе с NOS лампами. AMR улучшила стандартную версию этого чипа внешней обвязкой, приблизив звучание к божественной модификации “double crown”. Чип позволяет вынести аналоговый и цифровой фильтр во внешнюю цепь – тут и появилась свобода экспериментов. Был применен Texas Instruments DSP с 6-ю версиями сэмплинга – от Direct Master без фильтров вообще (Digital Master I), собственного аналогового фильтра (Digital Master II), до 2x или 4x оверсэмплинга и 96kHz и 192 kHz апсемплинга. Считайте, что у вас целых 6 проигрывателей с возможностью переключения на лету. Ко всему этому, 6 ламп для блока питания и выходного каскада. Пара EZ80/EZ81/6CA4 для двойного моно выпрямителя, пара ECC81/12AT7/6072A для усиления и еще одна пара 5687 в выходном каскаде.

А как поет эта толстая крошка?

Еще как. Если коротко – она просто убила меня. Некоторые скажут: «Ой, еще один супер-обзор и море соплей». Вряд ли. Мой многолетний референс Reimyo CD-777 долго отстреливал конкурентов, спокойно сидя на троне. Такие серьезные аппараты как EMM Labs CDSE и DSC 2, Nagra CDP, Meridian G08 и различные модификации Sony пытались охмурить меня. Reimyo выигрывал всегда. Тут пришел этот AMR, и все империя рухнула…

Для корректности обзора, я подключил CD-77 тем же сетевым кабелем и межкомпонентником, установил на ту же подставку Silent Running Audio CRAZ.  Дистанционка отличная. Включение активировало 45-секундный прогрев. После этого его можно переключить в режим ожидания, когда активированный цифровой тракт, но лампы отключены для продолжительности их жизни.

Для начала я достал референсный и «для пыток» диск Healing Begin by Santa Fe and the Fat City Horns. 15-ти трековый horn/funk/jazz диск записан профессиональными музыкантами, работающими в шоу Лас-Вегаса и играющими вместе по понедельникам совершенно бесплатно в казино Palms Casino и Hotel. Диск живой, взрывной и динамичный. На CES 2008 я попросил Джеффа Смита из Silversmith Audio поставить первый трек “Ain’t That Peculiar”, где шесть труб дуют вкупе с устрашающим басом. Джефф сказал, что музыка - ок, но запись – нет, ярковатая. На самом деле запись – ок. На CD-77 не было никакой яркости. Трубач Gil Kaupp на самом высоком регистре не раздражал, а поражал ясностью звука и красивой тональностью. Дело в том, что мы тем же вечером пошли и послушали это выступление живьем, и я понимаю, как оно реально звучит. Так вот, CD-77 схватил сущность ритма группы, и что важнее – правильную тональность звучания.

Широкополосность и тональная точность CD-77 – это то, что я не слышал ни у кого. От низа до верха – никаких окрасов, выпячиваний, типа романтичности. Конечно, не дело объявлять какой-то компонент абсолютом в своей категории. Моя философия проста – я ищу аппарат, который станет моим новым референсом. 5 лет Reimyo CD-777 управлял моим цифровым контентом, но пришла и его пора – AMR взял новые высоты.

Низкие частоты у этого проигрывателя просто на высоте. От верхнего баса 40Hz и ниже – все артикулировано, тонально верно, плотно без гудения. Легко передаются мельчайшие нюансы. Мидбас крепкий, задорный с быстрой атакой и гармоничными затуханиями. Это насыщает музыку заразительным ритмом без окрашивания средних частот. Если вы думаете, что ламповые проигрыватели не имеют баса – подумайте еще раз. Ламповый CD-77 перещеголял Reimyo там, где ранее царили только транзисторы. На треке #1 “New World” и #9 “Strong Chemistry” диска Big Horizon by David Wilcox [1994 A&M Records 31452] электрическая бас-гитара воспроизвелась так чисто и тонально верно, что звук Reimyo оказался вялым и невнятным. Бас CD-77 был плотнее и увереннее. Честно, я пока не слушал лучшего баса на компакт-дисках.

Много времени ушло, чтобы понять как хороши средние частоты у этого проигрывателя. Почему? Просто Reimyo чертовски хорош в этом аспекте. Но когда рассеялась пыль - победителем вышел опять англичанин. Не то, чтобы он был тонально богаче или точнее. Я бы сказал – нейтральнее. AMR раскрыл, где Reimyo споткнулся – на более богатой стороне нейтральности. И там он был силен долгое время. На диске Chris Jones Roadhouses & Automobiles, трек 6, “Fender Bender”, Jones и бас гитарист Grischka Zepf устроили гитарную резню. AMR позволил легко разделить обе гитары, более быстрая атака и тональная точность позволили мне, по-новому насладится этой работой.

Верхние частоты воздушные, чистые и без всякой резкости или послезвучия. Это стало очевидным на прослушивании Track #1, “Hedwig’s Theme” on John Williams’ soundtrack from Harry Potter and the Prisoner of Azkaban [Nonesuch 7567-83711-5]. Проигрыватель справился со сложной задачей - сохранить баланс разрешения, ясности и детальности без жесткости и резкости. Струнные были воздушными, богатыми и сфокусированными. Несмотря на сумбурность трека, все осталось под контролем. Камерная музыка тоже была на высоте. Диск Alexi Murdoch Time Without Consequence [2006 Zero Sum Records] блещет экспрессивностью, лирикой и гитарным настроением. Его вокал и струнные отработали с деликатностью и богатой тональностью.

Стабильность сцены, разрешение и прозрачность – вот конек CD-77. Острота переходов реалистична без преувеличения или подчеркивания, что иногда дает впечатление сверхвысокого разрешения. Я никогда не уставал слушать вне зависимости от типа материала или его длины. Сцена была чуть шире, чем у Reimyo, а глубина ее соответствовала живой музыке. По динамике, проигрыватель, не моргнув глазом, мог перейти от тихого шепота к яростной атаке. Микро и макродинамика - не вопрос. Но, несмотря на все эти детали, сила CD-77 в его целой картине, которая больше чем сумма ее составляющих. И чего он никогда не делает – он никогда не выпячивает себя, он как хороших рассказчик дальше и дальше затягивает тебя в глубину истории, не давая времени на анализ происходящего.

Нельзя не отметить его уникальные способности подстройки под вкусы слушателя – эти шесть сэмплингов, переключаемые на лету. Что бы я не слушал, я всегда возвращался к рекомендованному производителем Digital Master II. Отсутствие фильтров в Digital Master I приводит к меньшему уровню ВЧ, что полезно при очень ярких записях. Остальные 4-е, с различными фильтрами и сэмплингами: Oversampling 2x, Oversampling 4x, Upsampling at 96 kHz, и Upsampling 192 kHz. В моей системе Digital Master I играл слишком насыщенно. Оверсэмплинги и т.д. делали звук более детальным и динамичным за счет жесткого, «цифрового» звука. Но свобода выбора – это отлично. И что приятно, CD-77 стоит в 2 раза меньше Reimyo CD-777 и многих других.

Недостатки?

И да, и нет. Раз в месяц, CD-77 отказывался читать некоторые диски, но проблема решалась повторным вложением диска. Производитель изучил эту проблему и, как он утверждает, сделал изменения в программном обеспечении новой версии проигрывателя. И еще – он горячий из-за ламп, которые, в конце концов, придется менять. Но не скоро. Но это все ерунда – ведь, что касается звука - я просто не могу найти недостатков.

Занавес.

Конечно, я не слышал все проигрыватели на свете. У меня нет антипатии к «новой школе» цифры, основанной на жестких дисках и апсэмплинге. Однако, если компонент позволяет мне анализировать и описывать его характеристики – обычно это происходит потому, что он не хорош и быстро притягивает к себе внимание своим ненатуральным звучанием. Такие устройства скорее воспроизводят звук, чем музыку. AMR CD-77 – антитезис таких компонентов – чем более я пытался анализировать звук, тем больше я притопывал и прихлопывал и дергал струны на воображаемой гитаре. Ну и что я сделал – купил эту толстушку. Что еще вам сказать?

StereoTimes. July 2008