Усилитель Almarro A318B. Лучший из лучших
Realsization (реальноразмерность). Это очень простая концепция. Означает, что снижение расходов на производство и сложность в аудио вообще-то не должны быть компромиссом. На самом деле, downsizing (уменьшение размеров, сложности) может помочь оживить и спасти любое хобби, увлечение которым иногда потихоньку превращается в сумасшествие в вечной гонке за идеалом. Мое видение реальноразмерности простое – высокочувствительная акустика, сразу снижающая требование к мощности усилителя; ламповый усилитель средней мощности с прекрасным звуком; интегральный проигрыватель компакт-дисков, и все из средне-бюджетного сектора с высоким качеством. Последовательность компонентов не случайна. Размер вашей комнаты, уровни громкости прослушивания и личный вкус определят акустику, которая определит усилитель.
Акустика и усилитель всегда идут плотно в паре как сиамские близнецы. И конечно и надо планировать так, чтобы потом не делать хирургическую операцию по их разделению. И в этом смысле выбор источника не критичен, ведь он и не дает никакой энергии. В общем смысле при прочих равных простой усилитель всегда звучит лучше, чем сложный. Причиной этому постоянная гонка за мощностью, приводящая к постоянным ухищрениям и усложнениям. Если взять акустику 95 дБ, то для нее вполне достаточно 20 Ватт усиления. И это вполне под силу схемотехнике push/pull, что открывает дверь для недорогих ламповых усилителей.
Если вы подумываете о великолепно звучащих усилителях средней мощности – это Almarro. Этот японский бренд быстро собрал клуб своих поклонников из-за приемлемой цены и роскошного звука. Его скромный на вид интегральник A205AII на EL84 стал просто легендой. Хотя некоторые умельцы говорят, что еще более его улучшили своим твиком, что не всегда есть факт. Этот усилитель просто сенсация. И это вечный ГРААЛЬ радости для любителей высокочувствительной акустики на бюджете. Когда главный в WLM (австрийский производитель высокочувствительной акустики) Ханнес Фрик в своем электронном письме описывал, как чертовски хорош Almarro A318B с его колонками, я решил прикупить их начальный Diva Monitor и топ изделие Grand Viola Signature II. Йошихиро Мираматсу (Yoshihiro Muramatsu) согласился, что эта парочка спелась. И как результат, рост количества дилеров, продающих оба изделия. И так как реальноразмерность сильно зависит от синергии компонентов, у нас есть шанс порекомендовать вам цельную систему без утомительного перебора производителей. В конце концов, аудио синергия далека от науки. Это иногда с горестью понимаешь после кучи потраченных средств, при неважном результате. И приходит она после сильных разочарований в понимании, что надо смерить свои амбиции и присмотреться к недорогим, но магически хорошо звучащим компонентам – это будет понятное и постоянно радующее увлечение.
Творение Мираматсу-сана скромно в своей деревянной отделке корпуса (правда, великолепного качества). К заказу доступно 3 вида отделки (Белый пепел, Вишня, Матовый черный) для достаточно простого металлического корпуса. Черные трансформаторы открыты для обозрения; спартанский набор ламп – одна 6SL7 на входе, одна 6SN7 и пара советских 6C33C на выходе. Но усилитель весит 20 кг и стоит всего 1850 долларов (цена в США), что может явно стать ценным приобретением. Мастер выкинул все лишнее – дистанционное управление или встроенный датчик тока покоя – есть два контакта, присоедините прибор и посмотрите, как экономятся ваши деньги. А те, что остались, пойдут на звук. При однотактовой схеме в классе «А» трансформаторы становятся наиважнейшей деталью. И здесь они просто огромные и еще одна причина кроется в буковке спецификации «В» - больше внимания (на 50% больше, чем у версии «А») уделено низким частотам. И пока вы не откроете усилитель, вы не поймете, что средний трансформатор таковым и не является, а работает как «просто» дроссель. Основной трансформатор внутри и уж очень большой для таких нужд. Практичность производителя предусмотрела фиксированную обратную связь 5.4dB для лучшего дампинга акустики с низким импедансом. Максимальная мощность в 18 Ватт – это только начало. Ханнес Фрик из WLM отметил, как все же здорово выглядит этот усилитель (у него версия с двумя роскошными бронзовыми ручками) и что у него лучшие высокие из всего им слушаемого. Ханнес слегка даже позабылся в своем экстазе и слушает свои Grand Viola Signature за 13000 Евро в пассивном режиме с этим славным усилителем, забыв о великой мантре активного усиления каждой полосы для изделий своей фирмы.
Многие рецензенты Almarro отметили как здорово этот скромный по спецификации A318B «нескромно» воспроизводит нижние частоты. Даже гарантия тут 5 лет, и это уже даже чересчур. Это еще раз подтверждает уверенность производителя в своих изделиях, чего так не хватает всяким однотактовым мудрецам за большие деньги. Ой, а я еще не упомянул о планируемых моноблоках на балансных входных 6N1P и паре 6C33C в чистом класса А? Эта информация просочилась опять же от Ханнеса, который спит и видит такой 40-ваттный комплектик для своих двух 10-дюймовых басовиков флагмана Grand Viola. А A318B будет работать на полосу супертвитера Super PAC. «И вот это будет комплектик! Идеально» - мечтает Ханнес. Для меня было удивительно, что производитель дорогущей акустики так настаивает на таком бюджетном компоненте и уговаривает протестировать его. Чтобы я услышал то, что он слышит. И если я поеду на этой паре, то могу рекомендовать всем сэкономить тонну денег из бюджета усилителя и направить эту разницу на более дорогую акустику. Понятно, что речь шла об обзоре A318B с Grand Viola. А я очень люблю выжать все из бюджетных компонентов.
Almarro комплектует свои изделия лампами NOS (New Old Stock – неиспользованные лампы старого производства) и это четкий сигнал спецам, что несмотря на маленький ценник – это серьезное изделие. И если учесть качество сборки, вес, такие «мелочи» как работа с разным импедансом и особо отобранные «дизайнерские» NOS лампы, то Almarro будет звездой любой выставки, где все пытаются тихо поднять цены во имя прогресса. И, в конце концов, Япония, где делают A318A, является не самой дешевой страной в мире. Очень.
Наверное Мираматсу-сана можно назвать японским Марком О'Браяном (Mark O'Brien), а Rogue Audio – американским Almarro. Оба бренда и их главные инженеры доказали, что реально можно бороться с преимуществом дешевой китайской рабочей силы без потери качества и с нормальным ценообразованием. Надо просто подтянуть ремешок и работать. Это прямо как от «Семи самураев» к «Великолепной семерке».
Промышленная лампа 6C33C стала известна еще по первым усилителям Circlotron фирмы BAT и жутко дорогим моноблокам Владимира Ламма (Vladimir Lamm). Эта крепкая военная лампа также время от времени появляется в изделиях концепции бестрансформаторного выхода OTL, из-за ее низкого импеданса и высокого тока. В однотактовой схемотехнике импеданс, конечно, регулируется трансформатором. Но все равно, это сильно помогает быть нейтральным к импедансу в отличие от большинства популярных триодов. И однотактовики часто критикуют за слабый бас из-за высокого импеданса и слабого тока. Удивительно, что 6C33C так и не нашла широкого применения. Ведь все используют или прямой нагрев 300B, 45 или 2A3; или трансмитерные 845 и 211; или пентоды KT88 и EL34. Но все же почему эта лампа 6C33C с советских военных истребителей появляется в таких однотактовых монстрах как 20-ваттный Lamm ML2.1, 45-ваттных моноблоках Audio Mirror, 22-ваттном интегральнике Spark фирмы Ayon Audio, 40-ваттном моноблоке Thor или StarGate фирмы Joule Electra? Я не надеялся на простой ответ, мне просто было интересно, что повлияло на его выбор. 6C33C - лампа с высоким коэффициентом транскондуктивности (обозначается gm), то есть отношением выходного тока к входному напряжению. Нижеприведенный график показывает кривые выходных характеристик ламп двух типов. По сравнению с 6C33C (график 1) 300B на втором графике выдает меньше тока, но больше напряжения. Это означает, что у 6C33C выше коэффициент gm. К тому же у 6C33C намного ниже внутренне сопротивление, что делает возможным применение топологии OTL, в которой акустика соединена напрямую с лампой и где требуется малое напряжение и большой ток.
Таким образом, 6C33C - это высоко транскондуктивная триодная лампа с высокими токами и низким собственным сопротивлением. Ее вряд ли можно использовать для ультра высоких частот, и вполне реально для аудио усилителей. Электрически, 6C33C очень нестабильна, ввиду маленького расстояния между электродами, что приносит много головной боли инженеру. Но как триод она имеет много преимуществ, которые засияют в правильных руках.
Almarro A318A – катодный усилитель с нулевой негативной обратной связью (NFB). A318B – анодный. И в этом их основная разница. Входная лампа 6SN7 подходит для обоих вариантов. Но если сделать A318A анодным и с NFB, то это приведет только к резким высоким из-за особой природы 6C33C (непрямой нагрев). Еще одна проблема возникает при электромагнитных наводках от акустики, что приводит к искажениям обратной связи и грязи в басе от изменения дампинга. Вот почему однотактовик на базе анодной 6C33C должен иметь обратную связь. При правильной реализации получите мощный, но абсолютно однотактовый звук. Для получения неискаженной обратной связи без нагрузки на акустику у A318B есть 16-омные выходы, которые отключены от нагрузки. И вот так реализована схемотехника непрямой NFB , что и минимизирует резкость присущую отрицательной обратной связи. A318B использует работу катода на трансформатор для погашения электромагнитной наводки. И огромный ток этой лампы только улучшает эту ситуацию.
В A318B также установлен ультра быстрый трансформатор повышенной мощности, который работает на стабильность питания схемотехники. Этой версии усилителя требуется запас мощности для борьбы с электромагнитными наводками. Катушка дросселя работает на нижние частоты, а конденсаторы – на высокие частоты. Нижеприведенный график с обезьянкой показывает принцип работы однотактного усилителя с акустикой. Дампинг фактор нашего усилителя равен 8 по всему частотному диапазону, что хорошо подходит для высокочувствительной акустики, звуковым катушкам которых, требуется большой ток для коротких и быстрых пассажей. Да и при динамических пиках им понадобится еще больший дампинг-фактор. После изобретения неодимовых магнитов и по соглашению современных производителей звукозаписи современная акустика требует дампинг-факторе не менее 6-7. Но мы все любим однотактовики и вот тут вопрос интеграции компонентов в системе становится трудным, но интересным. Усилители – это просто еще один компонент вашей hi-fi системы, и вот почему мы готовим 40-ваттные моноблоки в чистом классе А.
При токе покоя 230mA – выходная мощность 18 Ватт, входная чувствительность 450mV при 1kHz и усилении 21.4dB. При 180mA мощность понижается до 15 Ватт, входная чувствительность 420mV при 1kHz и усилении 19.9dB. Полные гармонические искажения равны 0.3% при 5 ваттах, 0.6% при 10 ваттах, 0.8% при 15 ваттах и 2.5% при 18.5 ваттах. Потребление 240 Ватт. Находка синергичной работы нашим усилителем с акустикой WLM принадлежит нашему Сингапурскому дистрибутору Виктору из фирмы Aural Design, который всегда нам помогает при бета-тестировании.
Ханнес Фрик из WLM тем временем скинул мне несколько отзывов его покупателей, которым пришлось распродать изделия некоторых великих американских брендов после прослушивания Альмарро. «Высокие частоты и средние, просто чудо. Такой вокал я слышал только при супер-дорогой инсталляции MBL (пожалуй, самый дорогой производитель в мире), но это уже совсем другая песня. Очень, очень впечатляет». Другой клиент и владелец множества комплектов акустики от WLM: «Мне пришлось установить ток на 0.17V из-за просто огромной громкости. И эта машинка просто свела меня с ума. Легка в управлении, великолепные средние, отличный тайминг, инструменты телесны, голоса пугающе реалистичны, а в акустических инструментах слышно их деревянное происхождение. Звуки позволяют просто погрузиться в музыку и следовать за ней. Вот так все и должно играть». Другой парень сказал просто: «Он просто музыкальный. И это подтвердили все, кто часто ходит на концерты и слышит живую музыку. И что удивительно, это усилитель чудесно сыгрался с B&W 801 моего соседа и делал это лучше, чем его сумасшедше дорогой Nagra. Получается, музыка не совместима с ультра hi-fi?».
Можно ли назвать A318B «Lamm для бедных»? Без прямого сравнения это безответственно. Уместно сказать, что из всех находящихся на рынке ламп Владимир Ламм остановил свой выбор на 6C33C и сделал ее своим брендом. И если взять за допущение, что при правильной однотактной схемотехнике с теми же лампами звуковая сигнатура будет примерно той же, то желающие получить звук Lamm за 1/10 цены могут подумать о Almarro.
Другое известное допущение говорит о том, что о мастере можно судит по его рабочему месту. При переписке с Йоши-саном я упомянул о том, что его деревянная отделка напомнила мне знаменитые бесшовные стыки старых японских мастеров, которые возводили целые храмы без единого гвоздя. И он прислал мне фото со следующими заметками: «Я еще застал японских мастеров, которые все делали только стамеской. Это дом стоит на подножье горы, на недорогой земле. Он скромный, но хорош своей прочной и мощной конструкцией. Я десятилетиями строил этот дом для своей семьи, но этот стиль не популярен здесь более. Я видел много подобных фермерских домов и в Европе, и в Корее и в Китае. Материал натуральный, но недорогой и обработан японскими плотниками вручную. Раньше такие строили только бедные крестьяне, теперь это называют стилем».
Этот комментарий объясняет всю концепцию цены и внешнего вида изделия Йоши-сана. Ему нравится все простое и крепкое. И он все время повторяет, что он мог бы продавать все дороже, приодев в более красивую одежку, ведь уровень звука находится на уровне самых дорогих изделий. И он решительно против этого, хотя и понимает, что это могло бы стоить ему ухудшения продаж. Даже конструкторская программа у него самая дешевая за 350 долларов. «Она слегка дубовая» - жалуется он, но свою работу делает – в этом его взгляд на жизнь. Характер, а не излишества. «Я надеюсь, что мы будем хорошим брендом для начинающих».
Хотя такая скромность и похвальна, но обманчива. Нет ничего начального в звуке A318B. И начинающий любитель может сделать большую ошибку, предположив, что если это за 2565 европейских играет так, то как будет за 5000! На своем горьком опыте он узнает, что такие корреляции неуместны в мире аудио. В нем все хаотично и произвольно. И это сделано намеренно. Но давайте посмотрим, что же плохого в этом усилителе? Эти лампы нагреваются до 300 градусов. Даже ручка громкости становится горячей. Тепло от 2A3 или 45 просто ерунда по сравнению с этой печкой. Но звук – звук то также лучше, как и горячей эти лампы.
Что влюбляет в себя, так это тишина работы. A318B так же тих, как и Yamamoto A-08S. И еще регулировка громкости работает четко даже для очень чувствительных колонок. И это решает проблемы переключения разных источников, у которых выходное напряжение может сильно отличаться. Может вы заметили, что у ручки переключения источника 4 позиции при 3-х поддерживаемых устройствах? Самое нижнее положение – нулевая громкость. Дальше – лучше. Этот усилок – просто чудо.
У него самые подсвеченные, четкие и безумные высокие, которые я когда-либо слышал; померк даже мой однотактный любимец на 45-ятках. Сцена просто голографическая, где каждый инструмент или исполнитель работают в своем пространстве, а не в выстроенном 2-х размерном мире. По динамике с хорошими колонками приготовитесь к урагану. Сексуальные, записанные в живую блюзы наполняют комнату тяжелыми пристукиваниями башмаков, визгом гитар, грубым пением, переходящим в крик, позваниванием стаканов, взрывом аудитории после каждого соло, напоминающими стаккато тропического дождя о пагоду аплодисментами, напряжением в воздухе, энергией всего происходящего, кровью и плотью, здесь и сейчас. На высокой громкости и хороших записях все становиться пугающе галлюциногенным.
Но с этими WLM Diva Monitors – союз, скрепленный на небесах. Звук полнокровный, живой, динамически подвижный, подсвеченный без особого напряжения. Есть напряжение связи с музыкой, но нет агрессии и навязчивости. Вокал, по-триодному скульптурный, а бас тяжелый и хорошо артикулированный. И здесь нет ни мыла, ни жесткости, ни бубнения.
И есть одно предупреждение: осторожней с контактами для замера тока покоя. Напряжение между корпусом и ножками лампы достигает 100 Вольт. Измеряйте только хорошо изолированным прибором или удар током неприятно отрезвит начинающего аудиофила. Да, стоит почитать инструкцию, прежде чем думать, что что-то сломалось. У усилителя 3-х минутная задержка включения для прогрева лампы. Все остальные цепи включатся только после этого.
Вернемся к вокалу. Тут с этим усилителем соревноваться тяжело. Это как у спортсменов. У Almarro – это полный пик формы, голос во всей своей красоте и открытости, от которой волосы дыбом. У других усилителей – это конец сезона, сил уже нет, и голос обернут как бы в ватное одеяло.
Скрипка в танго переходит от сентиментальности к пафосу, от вульгарности к эротике. Сладость передается без сахара, горячность без брутальности мачизма. Я понимаю, что от таких разговоров многие поднимают брови: «А где цифры, болтики и винтики? Ты что?» Но ведь когда музыка захватывает твое воображение, трудно понять, где кончаются болтики и начинается магия.
Делаю тест-драйв покруче – вытаскиваю из закромов 4-х омную акустику Mark & Daniel Maximus Monitor с опциональным OmniHarmonizer. Чувствительность тугая - 85dB. Мои Melody Valve HiFi I2A3 и Eastern Electric M520 ничего не могут поделать с этой акустикой. И дело не в громкости, а в драйве и контроле. Страдает количество и качество баса и не хватает какой-то цепкости звука. 50-ваттные Melody SP9 с KT88 вроде бы справляются хорошо, но в общем то звук теплее, круглее, менее артикулированнее, чем могут обеспечить технологии производителя данной прекрасной акустики. Им лучше всего подходит 150-ватнный, основаный на цифровой технологии ICEpower Bel Canto Design e.One S300. Я предпочитаю лампу, но в данном случае преимущества транзистора перевешивают. Так же могу сказать о 50-ваттном AudioSector Patek SE – прекрасный драйв и контроль, быстрые переходы, особенно на высоких частотах, живо озвучивает дополнительный твитер, но гармонически не так точен как лампа.
Теперь A318B. Цифровой усилитель S300 в пух и прах во всех аспектах, кроме, может быть, уж очень огромных и просто травмоопасных басах, особенно при трифонике с сабвуфером WLM Duo 12 и частотой среза в 90 Гц. На диске «Double Jeu» Romane & Stochelo Rosenberg Manouche записаны очень крайне низкие. Stephane Huchard на диске «batterie» записал такой ураган грохотания, что однотактовику стало уж очень тяжело.
18 Ватт Almarro доказали равенство 50-и ваттам двухтактовиков на KT88 и близость к 100 ваттам транзисторов. Это конечно не научная математика, и 25-ти ваттные транзисторники Vitus, Pass и Boulder быстро это докажут. Но это хороший ориентир на то, что в реальности может показать этот усилитель. В трифонике он просто снял напряжение с Maximus Monitor, присущее другим усилителям и дал показать этим колонкам себя во всей своей красе. Это созвучно и с предыдущими комментариями о B&W 801. Очевидно, сыграл свою роль дампинг-фактор этого небольшого лампового усилителя, который так умело работал тормозами на вуферах акустики. Я сказал «очевидно» из-за того, что это выходной импеданс ниже у Bel Canto. В любом соревновании по демпинг-фактору A318B пришел бы конец. Но почему это не так, я не берусь сказать. [Спецификация Lamm ML1.1 показывает 90 Ватт, при 1% THD, и 8 Ом только 45 Ватт, а при 10% THD – 110 Ватт. Это говорит о запасе мощности лампы при кратковременных низкоимпедансных всплесках]
Диск Double Jeu очень острый со своими ультрамодными басовыми грувами и перчеными гитарными дуэлями двух величайших цыган-гитаристов на планете. Тут и ритмическая плотность, уханье виолончели, пристукивание, басовые щипки, громыхание ударных и, особенно топание на уровнях громкости, где триоды уже сдаются. Но не A318B. Он все разобрал по полкам и выдал в полной роскоши. И он справился с этими высокотехнологичными динамиками, нагруженными в 2 небольших порта и заключенных в мраморный корпус.
Из-за роскошных высоких частот Almarro, по сравнению с обычными триодами прямого нагрева, мне пришлось изрядно попыхтеть с ленточными 5-октавными твитерами, омни-направленными и очень динамичными. Это сильно разнит их от коаксиальных динамиков компаний WLM и Zu. Если анодный режим 6C33C-B дает много высоких частот, то это надо сбалансировать настройкой тракта и исключить ленточники в стиле AMT или Piega. Тогда будет много высоких частот и столько же и баса, и все сбалансируется. Хочу отметить, что высокие частоты у Almarro на уровне самых лучших 45-х ламп.
6C33C – не простая лампа, первоначально она предназначена для регулирования высоких токов. Sezai Saktanber, мой ментор по вопросам турецкого кларнета и глава SilverFi говорит следующее: «Здорово, что Almarro сделало это. В Анкаре трудно найти лампу 6C33C на замену. У меня есть друг, который в последнее время делает моноблоки на основе этой лампы. Ему очень тяжело далась их настройка. Все 200 ламп имели разные характеристики. И об этом пишут во всех форумах. И это отличная идея, если Мураматсу-сан будет поставлять предварительно тестируемые лампы»
Первые несколько недель с религиозным пылом надо мерять ток покоя лампы. Это и рекомендовано в инструкции пользователя. Это и поможет продлить срок службы этой ценной лампы. Помните, что эти лампы стояли на советских истребителях, а военная приемка – это что-то. Мои экземпляры были ультрастабильны, и заподозрить в изменениях можно было больше нестабильность домашнего питания, чем сдвиг тока в лампе. Ой, я не говорил, что эти лампы – просто миниатюрный атомный реактор? Это неприятный аспект этого усилителя и может остановить нелюбителей горячих изделий, живущих в теплом климате и с детьми и домашними животными. На что я уже любитель лампы, но эти индустриальные печки заставляют меня нервничать. Кстати 845-е и 211-е лампы тоже попадают в эту категорию. На самом деле ? тепла A318B исходит от нити накаливания и резисторов подмагничивания.
Из-за больших токов у Almarro стоит 3-х минутный тайм-аут для подогрева ламп и предотвращения термального шока. Для предохранения керамических панелек ламп и максимального вентилирования, крепления лампы слегка поднято над шасси, с большим вентиляционным отверстием снизу и кольцом перфорированных отверстий вокруг. Йоши-сан большой любитель NOS ламп, и у него личный запас в 1000 штук, тщательно завернутых в промасленную бумагу. Все лампы оттестированы в России перед отсылкой в Японию. То есть, вы получите изделия с двойным контролем качества. В некоторых спецификациях написано, что срок службы лампы 6C33C – 1000 часов, 6C33C-B – 750. Другие утверждают, что 2000, ну если вы не воткнули их в МИГ-25 или танк. Пользователи Joule Electra OTL получили 10000. Тут важно напряжение нагрева и если оно более 6.7V, то лампа быстро изнашивается. У Almarro это между 5,9 и 6,2 фиксировано резистором, находящимся под лампой. При токе анода в 180mA и напряжении нагрева в 6,1 Вольт, срок службы составляет 3000 часов. Йоши очень просто относится к этому: «В конце концов, это очень дешевая лампа. Да не думайте о сроке службы – просто наслаждайтесь жизнью. Это просто лампа 6C33C! A318B совмещает защиту по току с авто-подмагничиванием с корректирующими терминалами, так что пользователь может подстроить выходные значения под свою акустику. В усилителях Almarro A318A, мы также сделали эти изменения по просьбам любителей»
Djelem - канадская группа с репертуаром русских цыган и мне особо нравится их солист Анатолий Яковенко. В его подаче сначала есть некоторая сдержанность, но затем он разворачивается на всю мощь так, что волосы встают дыбом – вот идеальный тест на вокальный потенциал усилителя. И Almarro делает это с присущим триодам глубиной и неприсущей транзисторным усилителям контролем, без намека на мыльность. Он не позволяет себе никаких вольностей интерпретации композиции (почему я и люблю триоды); только голая правда и эмоциональная убежденность.
Скрипач Djelem Сергей Троянов технически не так хорош, как его коллеги из Loyko или Talisman, но у него прекрасная тональность и лиричный настрой. И в каждом альбоме группы он создает просто потрясающую медитирующую канву на фоне многоголосового хора. Лампы с высоким напряжением, такие как 845, дают насыщенный и телесный звук, но они и мылят и недостаточно тонки в крайних высоких. На скрипке они хорошо показывают дерево (корпус) и недостаточно хорошо металл (струны). А вот Almarro хорошо делает все.
Итак, A318B воспроизводит звук и дерева, и металла. Вместе. И это отличительная черта этого усилителя. Обычно у усилителей есть свои предпочтения. Если это бас – вам не хватает высоких частот. Если скорость – вы критикуете нехватку текстуры. И так далее. С Almarro все не так. Середина настоящая, триодная, без излишеств. У баса скорость, хватка, плотность и жуткое рычание, которое живет где-то между контролем классных транзисторных усилителей и насыщенностью двухтактных ламповых. Верхние частоты во всей ламповой красе и воздушности, как неподражаемый FirstWatt F3 Power JFET от Нельсона Пасса. Пожаловаться можно только на одно (кроме отсутствия выхода преда) – ограниченную мощность. Ответом могут быть новые моноблоки и замечание о том, что эти 18 Ватт могут грохнуть на самом деле дальше разумных пределов прослушивания.
Уж на цену пожаловаться нельзя. Есть много компаний, которые ставят чудные аттенюаторы DacT или GoldPoint, конденсаторы Jensen, Mundorf, BlackGate или Vcap, резисторы Riken Ohm или Kiwame, кабели Van den Hul или Siltech; и вы ждете необычайных достижений от них. Но поверьте, что в компании Yamamoto A-08S, Melody Valve HiFi I2A3, Canary Audio 300B SETs, Wyetech Labs Sapphires, Fi 2A3 monos, the SilverTone 300B и других, использующих крутые компоненты, Almarro не потерялся. Более того, по мне, он вышел чистым победителем. Как бешеный аудиофил, я конечно мечтаю о том, что бы было, если вставить эти не вошедшие в цену компоненты. Но прослушивание часто сводит это в пустую теорию. Тут рулит сам дизайн изделия.
Вот заглянем внутрь. Например, некоторые конденсаторы любят больше или меньше тока. Простая замена базового компонента на дорогой не гарантирует хороший результат. Изменятся все характеристики и дисбаланс надо будет отрегулировать. И тут Йоши тверд. Он не даст никакой гарантии на модифицированное изделие. Almarro не будет рисковать своей репутацией из–за сомнительных экспериментов. Мало того, некоторые эксперименты могут быть просто опасны при таких высоких токах. То есть, кто бы не модифицировал этот усилитель – автоматически обнуляет гарантию и должен рассчитывать на сервис где угодно, но не у Almarro или его дистрибьюторов и дилеров. Это достаточно понятная политика производителя, ратующего за цельность своего изделия.
Я спросил Ханнеса Фрика из WLM, как он оценивает это изделие, ведь через его руки прошли тонны оборудования за последние десятилетия. «У тебя сколько пальцев?» - спросил он. «Вот сколько я бы заплатил за звук такого уровня». Это авторитетный ответ от человека, являющегося владельцем бобинника A80 Studer, а также компонентов Saba, Sony TC-880-2 и гор винила.
Несмотря на ценник, который обычно предусматривает мягкость и замыленность для начинающих любителей, Almarro – это изделие с высоким разрешением, которое легко отличает звук от Raysonic CD-128 с редкими лампами Mullard, $10000 Ancient Audio Lektor IV и 40-тысячного квартета Zanden с конвертором Stylos sys Had. И это может охладить пыл любителей покупать все бюджетное.
Усилитель Almarro A318B при воспроизведении разных записей сразу выстроит паршивые, средние и отличные записи. Эти лампы не только греют комнату, но повышают градус чувств и чем лучше запись, тем выше. Не так чтобы усилитель сделал средние записи неслушаемыми, они просто будут плоскими и с неважной тональностью. Пластинка George Dalaras EMI Classics концерта Metropole Orchestra в честь Микиса Теодоракиса бледнеет по сравнению с Marta Topferova Flor Nocturna. Усилитель не уменьшает радость от прослушивания. Он просто показывает, что мастеринг греческого двойного альбома содержит меньше глубинного материала для раскрытия всех нюансов. Запись плоская, более «жидкая» и в сравнении с тем, что может показать A318B на потрясающем материале, печалит. Но это очень далеко от криков некоторых сверхдорогих устройств: «просто нельзя слушать и вы выбрасываете 90% ваших записей». Вернемся к способности этого усилителя воспроизводить все одновременно. Тут будет разрешение, при этом вы не будете выкидывать ваши пластинки. Скорее хорошие пластинки будут звучать лучше, чем плохие хуже. И это разумное разрешение для тех, кто любит слушать музыку, а не заниматься аналитикой в компании характеристик hi-fi.
От чего отталкиваемся? Рецепт музыки, похоже, в ее движении. Открываете задвижку, и образы врываются на сцену в 3-х мерной проекции. И совсем не требуется высокой мощности для достижения этой музыкальной нирваны. Уменьшение тока покоя для увеличения диапазона регулировки приемлемой громкости, хотя это и не было необходимо для моих ультрачувствительных Zu (101дБ), но может пригодится для рупоров, кажется лишь на немного уменьшает тональную температуру и энергетическое давление обычной акустики, вот что делает A318B таким необыкновенным. Когда базовая 6H8C стала поскрипывать (без сигнала один канал стал фонить как подвешенный картридж проигрывателя), я ее заменил на Philips 6SN7WGTA, вытащенный из предварительного усилителя Supratek. Как по мне, звук улучшился, особенно на резких вокальных партиях. Возможно, что тюнинг этих маленьких сигнальных ламп может способствовать настройке усилителя по вашему вкусу.
Швейцарские мониторы Piega TP3, Gallo Acoustics Reference 3.1 – этому усилителю «все равно». Все тот же контроль и магия, металл и бархат работают даже на самых сложных опусах, таких как Dulce Pontes, саксофон Jan Garbarek, Thierry 'Titi' Robin's Anita, Bruckner Adagio. Нет никакой зажатости, песка, жесткости или резкости. Он остается хладнокровным, несмотря на температуру этого термина. Поет легко и свободно. Мое любимое кресло для прослушивания не обманывает меня, и даже колонки с обычной чувствительностью в 88 дБ вполне подойдут и давайте не смущаться 18-ваттной спецификации. Считайте, что это 50 Ватт. В заключение позвольте повториться о том, что не расстроит тех, кто слышал лучшие усилители с лампой 6C33C. У меня есть топовые Western Electric 300B, Emission Labs 45s, JJ 2A3-40s и было у меня много других. По моему мнению и вкусу, к слегка теплой акустике никто из них не сравниться с этой сравнительно дешевой 6C33C в этом усилителе. Ну, может только гиганты Wavac 833 (ну уж за эти деньги они и должны). Но это уже другой разговор. По крайней мере, на планете «обычные люди» Almarro делает всех 300B, 2A3, 45 или 845, которые у меня когда-либо были или которые я слышал. И с большим драйвом и мощностью. И это по всему диапазону частот, не только в нижнем регистре. Вот почему Владимир Ламм так припал к этим 6C33C?
По моему небольшому опыту, эти лампы обыгрывают все популярные триоды с прямым нагревом. Они открытые и быстрые как 45-ки. Любителям 300В, эта 6C33C может показаться суховатой. Я не согласен, так как она работает над текстурой. «Давление тока» просто разгоняет туман и наводит более строгий контроль над динамиками для предотвращения бубнения. В этом смысле - это транзисторный звук с басом и динамикой, недоступный триодам с прямым нагревом. Там, где транзистор будет казаться стерильным и плоским, 6C33C выиграет. По микродинамике, пространственности и текстурности – это 100% ламповый звук. Я послушал усилители на 211-х и GM-70 и включил их в список проигравших вместе с 845-ми этому открытому звуку с ламповым наследием, но без этих присущих недостатков. Естественно, я не упомянул усилитель Kondo-San «Ongaku». А то Мираматсу-сан быстро бы переписал ценник на 20000 долларовую отметку. Но он этого никогда не сделает. Поэтому этот усилитель стал и сенсацией в нашей «реальноразмерности». Это Yamamoto A-08S для обычных колонок. Это Red Wine Audio Signature 30, только с лампами. По мне, он превосходит эти прекрасные усилители. В своей ценовой категории он сам определяет правила игры. Пока не выйдут его моноблоки. А это означает, что список сенсеев японской лампы, таких как Airtight, Kondo, Leben, Luxman, Mactone, Shindo, Zanden, Wavac и Yamamoto не полон без Йоши Мираматсу. Аплодисменты дорогущим эзотерикам – единственная награда в клубе, где самовосхваление в порядке вещей. А Almarro разрушил все классовые различия и сделал изделия доступными для многих. Эзотерика человека с нашей улицы – вот, что такое A318B. Тем более, что японское аудио устойчиво ассоциируется с крутыми ценами. Печально то, что многие, кто узнает о A318B, отвернуться из-за низкой цены. А те, кому понравиться цена, будут ценить именно это. И все это отражение сложившегося климата в hi-end сообществе. Такие продукты могут стать глотком свежего воздуха для циников среди нас. Вот так A318B уходит с моей наградой «За реальноразмерность» и моей персональной номинацией «находка 2007 года». Кстати, если вам нужна моно-версия, то усилитель легко переделать.
Это изделие просто показательный ответ на частые вопросы, почему я не рецензирую настоящие произведения искусства, включая, конечно, жутко дорогие вещи. Да потому, что это не имеет никакого отношения к нормальным людям. Конечно, трудно защищать эту концепцию, когда вы строите классную систему за меньшие деньги и в данной комнате и вашими вкусами. Но если вы послушаете этот усилитель с хорошим источником и в комнате моего размера, вы поймете, почему нахожу большинство дорогущего оборудования неуместным. Ну, простите меня за то, что я уже пишу обзор на новые моноблоки. Пара 40 Ваттных двухтактных 6C33C в чистом классе А, и с в два раза большим дампинг фактором чудненько впишется в мой план «реальноразмерности» при моей рецензионной работе, личных пристрастиях, да и просто на будущее.
PS. По поводу будущего: Йоши-сан сделал выходной трансформатор для GM-100 - лампы, предназначенной для работы в качестве 1000-ваттного трансмиттера с нитью накала 17V/18A. Йоши с легким юмором замечает: «Очень трудно спроектировать низкоимпедансный трансформатор, который справится с высокими частотами. Искажения быстро увеличиваются. Почти все производители ставят мощность при частоте 1 кГц, на которой надо пару ватт для нормального прослушивания. Частоты ниже 100Hz - вот где надо бы оценивать мощность усилителя. В усилителе A318B стоят сердечники EI с высочайшей магнитной плотностью. Если бы использовали обычное железо, то размер бы увеличился на 30%, бас стал бы вялым, а высокие частоты замылились. Топология намотки также важна для классного и мощного трансформатора. Очень сложно спроектировать низкоимпедансные триоды. Для получения большой мощности из 6C33C подходит лучше всего бестрансформаторная топология. В прошлом году, я спроектировал такое изделие. Также и трансформатор для GM-100. Оба чудовищно большие. И я приостановил эти проекты. В конце концов, мы входим в эру «энергосбережения» и чего гляди меня арестуют эти Green Peace. Эх, ну люблю я эти русские лампы – до чего они хороши зимой и для загара!»
Сраджан Ибейн
-
Almarro A205A. Однотактный ламповый усилитель на пентоде
Аудио продукция Almarro – это работа промышленного дизайнера и основателя компании Йошихиро Мурамацу (Yoshihiro Muramatsu). Компания Almarro располагается в маленьком городке Лида-Ши префектуры...
-
Almarro. High End по-своему
На фоне широкоизвестных и раскрученных колоссов аудиоиндустрии блеклой тенью выглядят небольшие компании, занимающиеся мелкотиражным выпуском электронных компонентов. Специфика производства...
-
Almarro A205A. Интегральный усилитель
Almarro A205A – это минималистский интегрированный ламповый усилитель японского дизайна с двойными триодами 12AX7 во входном каскаде, однотактовой схемотехникой на EL-84, с мощностью 4,8 Ватт в...
-
Almarro A340A. Моно усилитель мощности
Хоть и в настоящее время есть много интересной ламповой продукции, идущей из Китая, это послужило толчком к возрождению ламповой продукции по всему миру. Американские и европейские изготовители...
-
Almarro A318A. Интегральный усилитель
Вы можете подумать, что я, как главный редактор и капитан этого славного судна, выбираю для обзоров только самые дорогие и лучшие аудиофильные образцы? Почему бы и нет, если у нас такие асы...