Scheu Cantus. Великолепный одноопорный тонарм
Необычный тонарм Cantus от компании Scheu Analogue произвел сильное впечатление на Адама Смитта… За последние несколько лет старый добрый трубчатый тонарм стал предметом многих дискуссий касательно того, каких результатов он позволяет добиться (или нет) при проигрывании пластинок. Само устройство, зачастую именуемое как «тонарм», означает этап в развитии звуковоспроизведения, когда тонарм с толстой трубкой привнес в звуковоспроизведение тоже, что рупорная акустика по сравнению с обычной колонкой, и, безусловно, придал звучанию свой собственный стиль.
Будь в те времена Интернет форумы, я убеждён, что возникали бы затяжные споры относительно сравнительных достоинств конических, прямых, изогнутых, латунных и стальных трубок тонармов, а также как располагать, чем покрывать и каким маслом наполнять. Таким образом, современный тонарм с его теориями относительно опорной зоны, материала трубки и прочего всего лишь продукт естественной эволюции!
Любопытно, что немногие производители когда-либо отходили от основной идеи создания тонарма с трубкой. Появлялись вариации, например, тонармы из дерева от Grace, Garrard, Tonearm Audio (см. апрельский выпуск журнала Hi-Fi World за 2008 год). И даже Scheu Analog с флагманским тонармом Tacco, по сути, королем трубчатых тонармов. Разумеется, со временем появлялись новые концепции, вместе с самими трубками, изготовленными из экзотических материалов. Здесь и волнующие процессы сверления, обеспечения демпфирования и общей наладки для достижения заветной цели тонально нейтрального воспроизведения, минимизируещего врождённые резонансные свойства такого устройства. Однако почему бы полностью не отказаться от трубки, обойтись без неё? Именно так и сделал Scheu Analog! Новый тонарм Cantus – это продуманная конструкция, которая имеет некоторое поверхностное сходство с оригинальным плоским тонармом NAD 5120 начала 1980-х. Но, на самом деле, он слеплён совершенно из другого теста. Эта модель – тонарм с одной точкой опоры, но не трубка, а каркасная конструкция из акрила, которая, как утверждает Scheu, сводит возможные резонансы до абсолютного минимума. Это позволяет добиться невероятно энергичного и одновременно «релаксирующего» звучания. Идея создания комбинации собственно тонарма и держателя картриджа как единого целого не нова, но пластичность конструкции и тщательная механическая обработка – несомненный отход от норм.
Относительно необычная установленная цена свидетельствует о том, что этот тонарм – Unipivot (с одной точкой опоры). Насколько мне известно, единственным конкурентом ему является тонарм Roksan Nima, поэтому Cantus находится в достойном обществе. Модель предлагается в двух версиях: 9-дюймовая с эффективной длиной 229 мм (межосевое расстояние 210,4 мм) и 12-дюймовая с эффективной длиной 306 мм (межосевое расстояние 292,3 мм). Отделка черная или прозрачная. Cantus легко устанавливается, имеет все необходимые регулировки и легкодоступен для осмотра и обслуживания. Сила прижима устанавливается простым противовесом, который двигается вперёд-назад в прорези. Для корректной настройки поперечного баланса его можно передвигать горизонтально. Интересно то, что у этого тонарма отсутствует антискейтинговый механизм, по мнению Scheu, он здесь и не нужен. Есть основные инструкции, информирующие о самом необходимом за исключением того, зачем нужен резиновый приводной пассик/прокладка диаметром 45 мм, которой я, впрочем, так и не обнаружил… Компоновка и отделка модели Cantus просто превосходны (чего и следовало ожидать от Scheu Analog) и оправдывают его розничную стоимость. Единственное, к чему можно придраться, так это отсутствие подколотника, который я всегда считал веьма необходимым. Особенно, учитывая довольно неустойчивую одноопорную конструкцию. Ну и еще, почему же у противовеса нет такого привлекательного, яркого и блестящего хромирования, как на других металлических частях?
Качество звука
До настоящего времени каждый одноопорный тонарм, с которыми мне приходилось раньше сталкиваться, при сравнении с обычной поворотной конструкцией Рivot создавал воздушное и пространственно обрисованное звучание. Тонарм Cantus в этом отношении ничем не отличается от других. Звуковая сцена, действительно, объемна, выходит за пределы акустических систем, и, безусловно, наполнена детализированным звучанием. Звучание Сantus – очень чёткое и детализированное с чрезвычайно тонким подчеркиванием высоких частот, без малейшего намёка на шипение или «фальш». Благодаря его 12-дюймовой конструкции, которая обеспечивает меньшие угловые искажения, такое воспроизведение сохраняется по всей дорожке пластинки. Средние частоты также впечатляют. Scheu умудрился выставить ведущие инструменты на передний план, тогда как второстепенные аспекты правильно выстроились вокруг ключевых. Ведущее вокальное исполнение было живым и энергичным, с уверенностью распространяясь по комнате прослушивания. Альбом Enlightenment Ван Мориссона звучал несколько грубовато, а эмоции от акустического концерта Nirvana Курта Кобейна в Нью Йорке были весьма впечатляющими, особенно вместе с той атмосферой, которую Cantus создавал на протяжении всего концерта.
Навесные противовесы, а также широкая каркасная конструкция в опорной зоне позволяют добиться идеальной балансировки тонарма без сложной настройки, однако, это то, что нужно учесть при подборе картриджа. Sounds4Enjoyment предоставила картридж Scheu Analog MC Scheu, производящийся компанией Benz Micro по спецификации фирмы Scheu, но я почувствовал, что эта комбинация звучала слишком жёстко и напористо на завышенном среднечастотном диапазоне. Особенно при проигрывании пластинок с электронной музыкой, например OMD Forever Live and Die. Более «сглаживающий» картридж Ortofon Rondo Bronze лучше подходил в этом отношении, и, действительно, здесь Cantus показал, на что он способен. Единственная область, к которой, я считаю, нужно относиться снисходительно, когда дело касается одноопорников, низкочастотная, исполнению в которой иногда не хватает фокусировки и глубины, как и у традиционной поворотной конструкции. Однако здесь тонарм Cantus выложил свои козыри, поскольку он обеспечил одно из самых жёстких и детализированных басовых исполнений, напоминая своим звучанием тонарм Audio Origami PU7 стоимостью свыше 1,500 евро. В сочетании с проигрывателем Black Diamond (который и сам по себе весьма впечатляет) получилась комбинация, оказавшаяся просто на голову выше любых других девайсов по такой цене, которые мне приходилось слушать. Особенно это касается воспроизведения чистых сильных басов и ритма. В этом отношении я бы запросто поставил этот набор в одну категорию с проигрывателем SME10A и даже с моим Garrard 301, который заслуживает самой высокой похвалы. Бас – необычайно полновесный и артикулированный, а детали, которые Cantus выжимал из канавок на низких частотах, были просто поразительными. Бас-гитара от The Blue Nile (Tinsel town in the Rain) обеспечивала твёрдую, как гранит, основу для совершенствования трека, и Cantus убедительно раскрывал перкуссии за пределами акустической системы. Вкратце, возвращаясь к нашей комбинации Pioneer PLC-590/SME M2-10, нельзя не отметить, что сочетание с М2-10 добавило SME плавности звучания и смягчило ту жесткость вверху среднего диапазона, которая ещё иногда проскакивала. В то же время, это сузило звуковую сцену и перевело бас-гитару в микс.
Заключение
Тонарм Scheu Cantus 12'' – весьма впечатляющая конструкция, которая отошла от традиционных методов создания таких устройств, и добилась впечатляющих результатов. Как упоминалось раньше, для достижения действительно хорошего сбалансированного результата к нему требуется картридж с более сглаживающими свойствами. Но ту степень чёткости, динамики и маневренной перестройки низких частот, которые Cantus предлагает, вы вряд ли где-нибудь найдёте по такой цене.
Компоненты системы тестирования:
Проигрыватель: Scheu Analog Black Diamond
Картриджи: Scheu Analog MC Scheu; Ortofon Rondo Bronze
Фонокорректор: Emille Labs KPE-2AS
Предусилитель: Creek OBH22
Усилители мощности: Quad II-eighty
Акустические системы: Spendor S8e
Dave Barker, Hi-Fi World, 2008
-
Scheu-Analog Cello. Чёрное золото
Ренессанс винилового аудио! Кто бы мог подумать, что в эпоху iPod и Интернета вдруг оживет старый добрый фонограф?! Да не просто оживет, а захватит умы меломанов и аудиофилов во всем мире. Теперь...
-
Проигрыватель Scheu Premier II & Cantus
Недавно я с удовольствием прочитал блог Стефана Меджиаса в Stereophile, особенно касательно его знакомства с миром винила. Представляю, через что он прошел, когда хочешь купить каждую пластинку, на...
-
Scheu Diamond. Проигрыватель пластинок
Уважаемый читатель, экстраординарные события требуют экстраординарных мер! Поэтому, вопреки обычной практике, просим вас отложить ваш журнал Hi-Fi+ в сторонку (всего-лишь, конечно, на минутку)!...
-
Scheu Analog. Связывая эпохи
Развитие цифровых форматов в значительной мере определило отношение потребителя к звуку и в какой-то момент практически полностью вытеснило виниловую пластинку как архаизм. Но для многих искушенных...
-
Тонарм Scheu Classic MkII
Синергия с картриджем Denon 103 образует великолепие, на основе принципа, где целое больше суммы своих частей… Scheu Analog, как производитель проигрывателей пластинок, известен более 20 лет. За...