EUR UAH USD
 
Курсы валют
UAH32
USD1.23
 
Статьи

London Decca Reference. Референсный звукосниматель

London Decca Reference. Референсный звукосниматель

Как обычно говорят: «Слишком хорошо, чтобы быть правдой». Может быть я просто везунчик... Одним словом, я первым в мире буду рецензировать последнюю реинкарнацию любимейшего картриджа моей молодости. Вряд ли существует такой эмоциональный и вовлекающий компонент, как те картриджи Декка моей 20–ти летней юности. У меня были Blue, Grey и даже Gold. Все они, конечно были с этим одиозным красным пластиком для крепления его винтами к обычным шеллам и всего лишь тремя контактами вместо четырех входных (прим. общая земля). У меня бывало до 3-х картриджей одновременно, и я мог выбрать лучший. Теперь можете представить тот трепет, с которым я подошел к тестированию нового Reference этой фирмы.

История вопроса

London Reference (ранее Decca Cartridge) существует дольше, чем существует само стерео. Как стерео картридж, он начал свой путь в 70-х под именем Decca Phono Cartridge. Внешний осмотр – просто класс! Что редко для спартанского вида картриджей Decca. Просто, но выразительно. Ушли в прошлое рубленные топором углы, жуткое двухцветие и, слава богу, 4 выхода вместо староверческих трех.

Установка

Установка на редкость простая. Крепится, как и все обычные картриджи, с кабельками тоже не было проблем. Осталось выставить картридж, прижим, VTA, антискейтинг и наслаждаться, надеюсь, прекрасной музыкой на выходе. Меня волновал союз картриджа и карбонового тонарма Clearaudio Satisfy Carbonfiber, но Warren Gregoire из WGA заверил, что все будет ок. И так и было.

Моя прошлая жизнь с Decca и впечатления от новой

Как я уже упоминал, этот картридж был моим самым любимым во времена моей молодости. Не буду пускаться в описание времен, когда я вел колонку в журнале “Beatnik’s Journey”, но расскажу о моих личных отношениях с этим девайсом.

Уже в 70-х я был по уши влюблен в эти картриджи. Они были не ММ, ни МС, они – единственные, насколько я знаю, безкантилеверные. Во всех других картриджах игла крепится на одном конце тонкой и легкой металлической трубки, называемой кантилевером. С другого короткого конца прикрепляется или катушка или магнит. Это и создает так называемый «кантилеверный туман». Только один раз, услышав винил без этого «тумана», люди назад не возвращаются. Как только я услышал Decca, моя судьба была решена. Картриджи DECCA моей юности были просто изумительными. Они работали сразу и выдавали самый плотный, глубокий и просто устрашающий бас, какой я когда-либо слышал. Главной проблемой было то, что работали они не долго, и не все картриджи были одинаково звучащими. Я помню, как ездил в Даллас и выбирал у местного дилера из десятка-двух пару лучших для себя и друга. Зачем пара? Пока первому картридж будет делаться ретиппинг, я смогу слушать другой. Можно было немного продлить жизнь картриджа, открыв корпус и самой мелкой отверткой подкрутить миниатюрный винтик, отвечающий за натяжение нити, контролирующей положение иглы. Надолго этого не хватало, и все равно приходилось отсылать картриджи на ретиппинг. И, честно говоря, эти картриджи не могли читать последний трек большинства пластинок без хорошо демпфированного тонарма.

С историей покончили, ведь мы уже смотрим на новый современный картридж. Но сможет ли он навеять мне те старые сладкие воспоминания? Ох, как часто меня разочаровывали попытки реанимирования чувства прошлых лет. Я очень боялся очередной фрустрации от  встречи переизбытка романтизм и горьких реалий. Сразу скажу, этот картридж навеял мне все и даже больше. Но как же он звучит, все же?

Слушаем

Первой пошла “Swing Low Sweet Chariot” Джоанны Бейз. С первого мгновения соприкосновения этой современной иглы с поверхностью винила, родилось что-то совсем отличимое от лучших МС картриджей, к которым я привык. Казалось, в хоре было больше людей, больше нюансов в голосе, которые так и затягивали внутрь полотна, все зазвучало сразу и живо. Чище, детальнее, прозрачнее, быстрее, и очень здорово на самых экстремальных диапазонах частот, которые только можно записать на виниле. Мало того, это все звучало как …. музыка. Не поймите неправильно – это не сладкое, всепрощающее или приукрашиваемое звучание. Нет. Голос звучит как голос, фортепиано как фортепиано. Просто, как сама жизнь. Никогда не думал, что картридж способен на такое. Струнные записи воспроизводятся с лучшим таймингом, фортепиано с  точнейшей тональностью. Средние – именно там живет сердце музыки. Как хороший однотактник, London Reference создавал пугающий эффект присутствия. Быстрые переходы были реалистичными, без какой либо тембральной окраски. Если хорошие картриджи как бы снимают завесу перед произведением, то этот просто прорубил окно в музыку.

А голоса... Никогда я не слышал таких голосов, женских или мужских. Живые, как обычно и поют люди, а не манекены. Возьмите пластинку с голосом человека, которого вы хорошо знаете – откиньтесь в кресле и вы узнаете его. И не только голоса. Струнные как живые, трубы выдувающие медь как бы из тишины… так далее, и так далее. Одним словом, лучшие средние частоты и много лучше того, что я слушал в молодости.

Бас – это то, что надолго остается в памяти об этих картриджах. Скорость и драйв. Такое только в жизни и на Decca. Бас London Reference был просто чертовски натуральным. Вся та же скорость, драйв, темп и контроль, к которым я привык. В то же время как-то объемнее, полновеснее и воздушнее.

Помню мой визит в Бирмингеме в магазинчик Jim Smith, который был в то время дилером Audio Research и Mark Levinson. Мы тогда сошлись на непривычном мнении, что все же ламповый бас лучше транзисторного. Вот так и цифра, по-моему, хромает в воздухе и резонансах басовых инструментов. Похоже, SACD уже близко подобрался к этому, но вы послушайте London Reference Cartridge, и вы поймете разницу между оригиналом и клоном. И вам не надо выбирать между моделями баса, вы получите плотность, драйв и воздушность в одном флаконе. Как я уже говорил, DECCA была мне памятна плотностью и скоростью баса. Новый образец ничуть не разочаровал меня в этом компоненте музыки, хотя лучшие МС картриджи также достаточно сильно подтянулись.

Сцена

Теоретически, Decca и London Reference должны быть слабее в этой части в сравнении с лучшими МС или ММ собратьями. Однако, ничего подобного. Думаю, из-за высокой детальности картриджа, при даже не таком высоком разделении каналов. Детальность, это конек DECCA, особенно это слышно на камерных записях, где классно считывается вся акустическая информация зала. И это, по моему мнению, здорово работает на создание изумительной сцены.

Примеры

Joan Baez, я уже говорил, как прекрасно звучит ее запись. Воспроизводились именно те нюансы, которые и делают человеческий голос уникальным музыкальным  инструментом. Ry Cooder – одна из тех записей, которые живут в виниле, но никак не хотят клонироваться в цифру. И конечно, запись Эллы и Луиса на японском SACD фирмы Verve. Это лучший диск в этом формате, который я знаю. На второй дорожке “Isn’t This a Lovely Day” мы слышим Эллу во всей красе и Луис как живой рядом. У меня есть не очень новый винил с этой записью и меня просто поразило, насколько аналог оказался музыкальнее этого лучшего SACD. Больше музыки, больше деталей.

Evita – еще одно прекрасное музыкально произведение никак не уживающееся на CD. Детский хор на четвертом треке так нежно и гармонически верно воспроизвелся London Reference. Реплики актеров настолько четки, что казалось они рядом с тобой. И главное все же – это эмоции. Четвертый трек был переполнен ими, той скорбью о умирающей Эвите. Картридж позволил нам войти в суть музыкального полотна, а не просто лицезреть набор звуков.

Несколько советов:

1. Держите в чистоте все, от иглы до пластинок. Причем в идеальной. Картридж обожает прямо таки пропахать дорожку со скопившейся грязью и как хороший свин, побольше набрать ее на свои бока. Придет время и ее уже будет тяжело удалить с иглы. Мало того – если на игле даже чуть-чуть грязи и VTA слишком большой – звук сильно неважный.

2. Ох, не любит этот картридж неряшливые пластинки. Вроде бы новый London Reference стал более толерантным в этом отношении, но сравнение с другими ММ и МС картриджами показали все же его нордическую твердую нетерпимость к грязи.

3. Но все это касается источников записи, что касается тракта, то, пожалуйста, подберите компоненты, которые раскроют все величие этого референсного картриджа. Думаю, люди способные купить такой картридж в состоянии позволить себе и второй тонарм с МС головкой для неидеального винила.

Выводы: Если вы приноровитесь ко всем капризам картриджа, то вы узнаете что такое настоящий референс, как он есть, в своей невероятной прозрачности и реалистичности.

Jack Roberts, "Dagogo"