(044) 521-14-54
(044) 522-87-56
  
EUR UAH USD
 
Курсы валют
UAH32
USD1.23
 
Статьи

AMI Musik DS5. Торжество DSD формата

AMI Musik DS5. Торжество DSD формата

Первый продукт японской компании AMI – комбо-устройство Musik DDH-1 - произвел настоящий фурор среди сотрудников нашей редакции. Наши британские коллеги из Hifi Pig разделяют наш восторг по поводу DDH-1. Судя по письму Рюу Такахаши по поводу новой модели, продажи DDH-1 были более чем хорошими: «Нет слов, чтобы выразить мою благодарность за вашу рецензию. После прочтения вашего обзора многие приобрели DDH-1, даже предварительно его не послушав. Сейчас уже доступна новая модель DS5»

Процитирую мой первый обзор: «этот японский продукт представляет собой 24/192 ЦАП с внешним питанием 12V/2.5A и асинхронным USB на базе XMOS оснащен преобразователем PCM1795 и цифровым ресивером TI DIX9211PWR. Цифро-Цифровой Преобразователь (DDC) работает на частоте 192 кГц/24бит через вход Toslink; Аналого-Цифровой Преобразователь (ADC), допускающий моментальную оцифровку с аналога - AKM AK5386VTP-E2; аналоговый предусилитель имеет 3.5мм вход; усилитель наушников на базе TI TPA6120A. Устройство имеет три отдельных кварцевых генератора TCXO для USB, частота дискретизации 44.1/48kHz обеспечивает рассинхронизацию джиттера менее 2.5пс. Компоненты включают металлизированные полифениленсульфидные пленочные конденсаторы Panasonic ECH, высококачественные конденсаторы Nichicon, плюс полимерные алюминиевые электролитические конденсаторы. Также имеется варистор для защиты от ЭСР (электростатических разрядов) и цепь защиты USB от перенапряжения. Кроме того, DDH-1 оборудован пятью операционными усилителями: National LM49860 (2 шт.) и NJM2114D (3 шт.) и фильтром нижних частот. Четырехуровневый LED-дисплей отображает частоты дискретизации от 44.1 до 192 кГц. Линейный выход в 2Vrms и 100mW/32-ohm выход для наушников, могут быть использованны одновременно. Линейные выходы могут быть настроены для фиксированного или регулируемого усиления».

Наверное, вы заметили, что Musik DS5 поддерживает DSD 64/128. Но на этом список различий не заканчивается. USB по-прежнему работает в асинхронном режиме с частотой 24 бит/192кГц, но процессор XMOS заменен на Combo384 от Amanero Tech, который контролирует USB с помощью интерфейса I²S и DSD. ЦАП Burr-Brown заменен на Cirrus Logic CS4398, а ресивер Texas Instruments DIX9311 S/PDIF на Wolfson WM8804. Вместо встроенного усилителя наушников TI TPA6120A устройство оснащено более новым TPA6120A2. Рутинные обязанности теперь возложены на микроконтроллер Atmel SAM3 Cortex-M3.

Обе модели на осенней выставке Fujiya headphone festival 2013 в Токио. Как и в предыдущей модели, линейные выходы могут работать в фиксированном или регулируемом режиме, что повышает функциональность ЦАПа или цифрового предусилителя. LED дисплей отображает частоту дискретизации и громкость (доступно 56 уровней громкости, за каждые семь уровней отвечает одно деление на дисплее). Коаксиальный и оптический входы поддерживают частоту 192кГц/24бит, а DSD настроен на автоматическую генерацию тех же 2.2V что и PCM. Среди прочего, в DS5 нет 3.5мм разъемов для наушников и линейных входов, но присутствует отображение компенсированной частоты дискретизации и формата на LED-дисплее. Возможно, это означает что устройство больше нацелено на аудиофилов чем грядущая модель AMI Musik VRK, внешность которой немного удивляет. Такое впечатление, будто ее покупателя VRK привлекут не технические характеристики, а этот большой круглый регулятор. Что интересно, вышеуказанные модели отличаются не столько дизайном, сколько начинкой. Не похоже, что AMI пытаются продвинуть старую технику в новой обертке, возможно, это просто новый подход. Изменится ли при этом звучание? Или все дело в моде на DSD? Неужели это просто попытка угнаться за современными тенденциями?

Чтобы понять, как AMI позиционирует свои продукты, нужно учесть, что эти модели имеют незначительную разницу в цене, имеют похожую функциональность (усилитель наушников, ЦАП и предусилитель), но при этом не являются взаимозаменяемыми. Я решил узнать мнение своих сотрудников. А еще лучше узнать все у самих AMI, и они ответили мне: «DS5 не заменяет DDH-1. Да, он поддерживает DSD, зато у него нет цифро-цифрового преобразователя (DDC) и аналоговых входов (ADC), которыми оснащен DDH-1. Когда мы выпускаем новую модель, это не значит, что старая устарела и ей пора отправляться на свалку. Наша цель состоит в том, чтобы предоставить аудиолюбителям широкий выбор устройств на любой вкус и цвет. Какой бы ценовой категории не было устройство, мы гарантируем, что качество звука останется неизменным. Мы действительно хотим предоставить слушателям шикарный звук за доступную цену. В начале 2014 года мы планируем выпустить два новых ЦАПа, а также компактный модуль, совмещающий USB ЦАП и усилитель наушников, хотя мы немного запаздываем по графику. Вся наша продукция будет представлена на выставке Vienna Klang Bilder»

Я позвонил в AMI еще раз. Было много вопросов. Не имея на руках Musik DDH-1, для того чтобы сравнить два устройства, я надеялся получить более исчерпывающий ответ, а именно, чем эти две модели отличаются в плане звука. Может план Рюу Такахаши состоял в том, чтобы предоставить профессиональным обозревателям самим разрешить эту загадку? Или это какая-то японская хитрость? Когда тебе нечего ответить на заданный обозревателем вопрос, или ты знаешь, что ответ его совсем не удовлетворит, остается только надеяться, что интервьюер поскорее перейдет к следующему. Может японцы не любят когда у них спрашивают по два раза?

«Мы знаем, чем они отличаются, но нам нужно правильно все сформулировать на английском. Скоро вы все узнаете». Рюу профессионально выполнял свою работу. Перевод hi-fi жаргона – не такое уж и простое дело! Когда мы начали разрабатывать DDH-1, мы хотели получить многоцелевое устройство, позволяющее использовать наушники для ПК, аналоговые и цифровые входы, цифровой вход и линейный выход. Мы хотели убедиться, насколько устройство хорошо, и функциональность не пошла в ущерб качеству звука. Корпус будет иметь удобное управление и классический дизайн. Мы начали проектировать Musik DS-5, когда работа над DDH-1 была уже на финальной стадии. DSD был нашим главным приоритетом. Сначала мы планировали дорогостоящее устройство размером 4U, но решили следовать нашему основному принципу (производство недорогой качественной техники) и разработали компактный настольный ЦАП.

«Хотя мы сфокусировались на DSD, поддерживающем одновременно S/PDIF и USB, нам нужно было быть предельно острожными, чтобы удержать баланс качества звучания между DSD и PCM. Для лучшего воспроизведения плейлистов содержащих и DSD и PCM аудиодорожки, нам пришлось снизить уровень выхода PCM до уровня DSD и сконцентрироваться на хорошо сбалансированном выходе в области крайних частот. Впечатления от прослушивания очень субъективны, но мы считаем, что DDH-1 точнейшим образом передает сигнал на динамике, генерируя мощный, детализированный звук, в то время, как DS5 обладает естественным, прозрачным звучанием». Мне лишь оставалось узнать, на каком чипе работает цифровой регулятор звука и какую он имеет длительность бита. «Уровень звука можно регулировать напрямую. Это 24-битное решение».

После того как я опубликовал обзор, со мной связался Рюу Такахаши. Они «нашли ошибку в прошивке процессора, которая ухудшает качество воспроизведения DSD в плеере JPlay. Также обновили ПО, улучшив качество звучания наушников». Он попросил меня вернуть устройство, чтобы они его модифицировали. Ошибка с JPlay «конечно же может произойти и при использовании USB».  Пользуясь случаем, я спросил как изменения прошивки могут улучшить цифровую регулировку звука?

«Изначально регулятор громкости отвечал и за линейный выход, и за наушники. Мы разделили эти функции и оптимизировали микросхему контроллера усилителя наушников. По нашему мнению, это значительно улучшило качество звука». Тем временем, я получил письмо от своего коллеги: «Сегодня утром я получил AMI Musik DDH-1, о котором ты писал. Использую его с блоком питания Squeeze-Upgrade. Звучание в разы лучше, чем у моего Northstar Design Dac 32». Учитывая, что свой ЦАП он купил за $2.995, очевидно, что DDH-1 сильно его поразил. Это письмо еще больше убедило меня в исключительности устройств от AMI.

Касательно выбора операционных усилителей: «в этой модели мы не стали повторять архитектуру DDH-1, хотя настоящий эксперт все-таки сможет воссоздать усилитель, заменив микросхему на печатной плате. Но мы не рекомендуем делать этого. После тщательного отбора мы остановили свой выбор на чипе Muses 8920, который обеспечивает наилучшее звучание. Как я и говорил, изначально мы планировали эту модель как полноразмерное high end устройство, но передумали. Поэтому большее внимание мы уделили не конструктивным характеристикам, а проработке выбранных нами высококачественных компонентов.

AMI решили использовать USB кабели Clicktronic, так как «Clicktronic - это немецкий производитель качественного оборудования для домашних кинотеатров и hi-fi аудиосистем. Торговая марка принадлежит группе компаний Wentronic. Компания основана в 2002 году с целью производства широкого ассортимента качественного аудио- и видео оборудования».

«На сегодняшний день продано более 1.4 миллионов единиц продукции Clicktronic. Компания использует точные технологии и в результате получает аудио сигнал такого качества, которое никогда не смогут предоставить типовые изделия. Все продукты Clicktronic имеют тщательно продуманную конструкцию, что позволяет им отвечать высочайшим hi-fi требованиям. Передача чистейшего аудиосигнала – вот что стоит на первом месте для команды Clicktronic. В AMI, мы руководствуемся теми же принципами».

Если вы не любитель читать инструкции, не пробуйте подключить питание 5V/15w - индикатор не загорится. Кнопки включения нет. Соберитесь с духом и возьмитесь за инструкцию. Вы узнаете, что для включения надо нажать регулятор громкости на несколько секунд. На фронтальной панели приятным белым цветом засветятся индикаторы, которые выглядят намного более стильно, чем большие яркие LED дисплеи. Индикаторы показывают частоту дискретизации и громкость, но никакой путаницы не возникает, так как уровень громкости отображается только когда вы вращаете регулятор. Через пару секунд снова активируется режим отображения частот. Я начал с аудиоданных формата Redbook AIFF частотой 44.1 кГц, передаваемых по кабелю Tombo Trøn от iPod работающего через док Cambridge Audio.

Подключив наушники Audeze LCD-3 к DS5 коаксиальным кабелем, я стал прослушивать музыку через свой iPod Classic (160GB) в случайном порядке. При этом была включена функция break-in. Затем я подключил USB кабель Light Harmonic LightSpeed и услышал искажения. Я взглянул на плеер Audirvana и понял в чем дело: он по-прежнему был настроен на частоту дискретизации 32/384 AURALiC Vega.

Если вы читали спецификацию Amanero Combo384, то вы знаете, что этот трансивер полностью поддерживает 32bit/384kHz. То есть Redbook файлы проигрывались как обычно – на частоте 32bit/352.8kHz. Один раз я поднял частоту дискретизации до 176.4, и все по-прежнему было отлично. На панели управления Audirvana почему-то не было частоты 352.8 кГц, поэтому ради проверки я переключил с 44.1 на 384 кГц. Те же искажения. Цифро-аналоговый преобразователь в DS5 не смог обработать такие данные. Но все было в порядке – AMI и не заявляли о такой возможности. Зато панель управления плеера PureMusic показывала, что USB вход DS5 поддерживает   352.8 кГц так же как и 384. Непонятно, почему Audirvana не отобразил эту информацию.

Как вы могли заметить, это устройство совместимо с целочисленным режимом. Это понравится пользователям Mac, так как эта функция позволит отключить еще больше ненужных процессов для лучшего звучания. Также я проверил DSD 64/128. Великолепно. Все стало ясно. DS5 работал так, как и рекламировала его AMI. Все чин по чину. Пора включать break-in. Подождав немного, я приступил к ПК. Мой HP Z200, работающий на Windows XP Pro, очень часто некорректно устанавливает драйверы.

Но все снова было отлично. Чтобы компенсировать линейность моих Gallo Strada II, я добавил усилитель Clone Audio 25i. Но Clone Audio не имеет выхода для сабвуфера. Таким образом, происходит преобразование только одного из трех входов. Без адаптера 1-в-2 линейный выход сабвуфера Gallo TR-3D не работает. Плохо. Если вы хотите повысить эффективность AMI Musik DS5 в качестве настольного предусилителя, крайне рекомендуется иметь хотя бы один дополнительный предварительный выход для 3.5mm разъема, разумеется с учетом размеров вашего помещения.

Я не держу музыку на компьютере, вместо этого я пользуюсь сервисом Spotify+. Я подключил USB кабель Telos Audio.  Мой аудио проигрыватель Astell&Kern AK100 передавал сигнал частотой до 192/24 через вход Diamond Toslink, а iPod - 44.1/16. Во время воспроизведения с трех разных источников, сразу выяснилось, что звучит лучше всего. Несмотря на частые сбои оптического подключения (Diamond Toslink использует стекловолокно вместо пластика), AK100 продемонстрировал наилучшее качество.

Так как 99% моей музыки в CD качестве, вопрос остался открытым для аудиофилов, которые любят заморачиваться на подобных вещах.  Если нужно ослабить сигнал, более важно решить, какой регулятор громкости использовать: цифровой или аналоговый. Такие плееры как PureMusic имеют 64-битный сглаживающий цифровой регулятор звука, в то время как DS5 – 24-битный. Будет ли разумно использовать выходной каскад ЦАПа не на полную мощность? Я мог использовать как регулятор Clone Audio 25i, так и DS5. Первый работает на ЦАПе от Alps, второй - CS4398.

Через 8 кнопочных кликов, DS5 начал работать с усилением по напряжению 30dB, с подключенным Clone Audio 25i на полной мощности (без использования Alps). То есть, LED показывал два деления (чтобы высветилось одно деление, нужно изменить громкость на семь уровней). Цифровой регулятор сильно проигрывает аналоговому. Во избежание поломки мне пришлось уменьшить мощность Clone Audio на десять единиц, что аналогично семи полным делениям на LED DS5. Теперь искажения были вообще не заметны. Работа в режиме ЦАП без ослабления позволяет забыть про этот недостаток. Чем меньше громкость, тем меньше страдает качество (наушников это тоже касается). Я считаю, что DS5 лучше всего работает при уровне громкости более пяти делений LED.

При воспроизведении с Astell&Kern AK100 и для нормального уровня, Aëdle's VK-1 запустились при 2 делениях, и начали громко играть при 3. AKG K-702 спокойно играли при 4, а при 6 звучали уже мощно. Audeze LCD-3 потребовалось 3 деления для громкого звучания. Как по мне, я бы не ставил выше четырех. То же самое с Sennheiser HD800. Alpha Dog от MrSpeaker нормально звучали от 4 до 5. При прослушивании музыки по типу Buddha-Bar, наушники HifiMan HE-6 отлично звучали без каких-либо помех, причем громкость была даже больше, чем требовалось. Иногда недостаточная мощность имеет свои плюсы.

Это не значит, что более мощные наушники звучали хуже. Отнюдь. По моему мнению, наиболее подходящими к DS5 по звучанию и цене были наушники Dan Clark ($300), пленочные Fostex ($600), и AKG K-702 ($449). Непонятно почему инженеры AMI не сделали качественный аналоговый регулятор, как сделали ASUS для своих STU ($399) и Essence One. Тогда бы качество звука не зависело от источника, и не нужно было бы возиться с цифровым регулятором. Будь я членом команды MkII, я бы добавил аналоговый регулятор и второй предварительный выход. К остальному нареканий нет. Как ЦАП с нерегулируемым выходом, DS5 показал себя с лучшей стороны.

Мои стандартные компоненты значительно превосходили DS5, но в данном случае это нормально. Я решил сравнить DS5 с Metrum Hex. Все ЦАПы получали прямоугольные импульсы через кабель LightSpeed, музыка воспроизводилась плеером Audirvana 1.5.10, настроеного на передискретизацию частотой 176.4kHz. USB интерфейс M2Tech OEM не поддерживал целочисленный режим, так что DS5 получил небольшое преимущество. Предусилитель Nagra Jazz поддерживал FirstWatt SIT1 mono и передавал сигнал на динамики Soundkaos Wave 40 и сабвуфер Zu Submission <40Hz, который очень пригодился при воспроизведении первой октавы. Первой композицией я прослушал, вступительный трек Imaginarium Кевина Седдики и БиджанаЧемирани: простая, но очень впечатляющая комбинация гитары, тонбака и перкуссии.

Сразу было ясно, что для AMI Musik DS5 это совсем не проблема. Да, Hex был более динамичным, и лучше фокусировал образы на звуковой сцене. На эту «колкую» точность DS5 ответил глубиной, насыщенностью и сглаживанием острых углов, чем напомнил Concero от канадцев Resonessence. В DS5 можно также заметить кое-что от AURALiC Vega, а именно прекрасную синхронизацию, небольшую сухость, блестящие цвета и прозрачную текстурность. Так как я использую AURALiC Vega в качестве альтернативного ЦАПа, для подтверждения впечатлений от услышанного, нужно было поменять пару кабелей. Действительно, DS5 показался «Vega для бедных». Он не так ярко выражает оттенки и упускает некоторые детали сцены, но образ и ключевые характеристики определенно схожи.

Но сноб может иметь другие предпочтения. Несмотря на цифровые инновации и продуманное исполнение, нет смысла рассматривать это устройство в качестве полноценного компонента моей системы (которая обошлась мне в 45 тысяч евро, не считая iMac и энергопитания). Хвастовство здесь не причем. И это не так просто было сказать. Пришлось все обдумать и рассчитать. Я исключил из системы аппаратуру на 20 тыс. евро. Я убрал Nagra Jazz и SIT1, добавил Crayon Audio CFA-1.2. Теперь я мог сравнить регуляторы AURALiC Vega и DS5, противопоставляя их аналоговому регулятору у Crayon, основываясь на усилении системы, размерах помещения и уровнях громкости, на которых я обычно слушаю музыку.

С Crayon, подключеным на полную мощность, DS5 отобразил 4 деления громкости на своем LED. 4V Vega еле показал 20 из 100 на своем индикаторе громкости. Включить Vega на 100 соответствовало Crayon’у включеному на половину мощности (40 из 80). Без DS5 индикаторы Crayon’а показали 46. Это несколько громко для прослушивания музыки по вечерам (не забываем про соседей). Тем более что на такой громкости уже заметны искажения. Используя Vega, которая имеет большее усиление цепи, мне понадобится уменьшить громкость.

В данном случае, или при использовании усилителя с низким выходом, USB трансивер Amanero в комбинации с операционными усилителями Muse звучал слабее, чем Hex и Vega, но почти не отличался от них по качеству звука. В последнее время я почти не использую ламповые устройства (за исключением предусилителя Nagra), и поэтому использую Vega когда мне нужны более насыщенные оттенки и мягкость звучания. Как и в случае с AURALiC, создатели DS5 сделали акцент на качественную обработку DSD, хотя до сих пор подавляющее большинство устройств работают на PCM.

Я не поклонник винила. Музыку, которую я слушаю, на виниле просто не найти. Мои коллеги, которые открыли для себя DSD, говорят, что этот формат даже больше приблизился к винилу, чем PCM. Они также отметили, что PCM не так реалистично воспроизводит высокие частоты. Не могу сказать, сможет ли DS5 заменить LP проигрыватель ProJect. Но если сможет, то приблизит звучание к винилу больше чем любой цифровой, даже с стандартным PCM. Это было бы интересно. Конечно, сейчас все выпускают ЦАПы и наушники для USB (после Focal, Martin Logan и PSB, компания Musical Fidelity выпустили свои первые закрытые наушники). Цифровые устройства с вылизанными характеристиками продолжают дешеветь. Конечно, различия есть, но их все сложнее заметить. Для того чтобы прочувствовать разницу, нужно иметь сверхкачественную систему, которая стоит очень дорого. Намного легче продавать аппаратуру, которая отличается лишь дизайном и поддержкой новомодных функций, и, конечно же, огромную роль играет бренд и его престижность.

Опытный покупатель не обращает внимание на дизайн и ненужные брюлики и концентрирует внимание на конечном результате. Если вы именно такой покупатель, и при этом вас устраивает отсутствие дистанционного пульта управления и балансных выходов, смело покупайте Musik DS5 – он определенно стоит своих денег. Как и в случае с DDH-1, команда разработчиков AMI подтвердили свое стремление к высокому качеству звучания (кстати, японцы AMI доверяют сборку своих продуктов специалистам из Южной Кореи). Интересен тот факт, что изначально DS5 планировали выпустить в более высокой ценовой категории. Хотя DS5 несколько потерял «престижность» и ему недостает некоторых функций, его звук, сам по себе, принадлежит к наивысшему классу. То, как DS5 показал себя в сравнении с моим аналогичным оборудованием (средняя цена каждой модели - 3000$) сразу заставляет забыть о «престижности», «ценовых категориях» и прочих маркетинговых увертках. Самое время вспомнить о том, как важно быть хорошо проинформированным покупателем!

Качество упаковки: очень хорошее

Возможность повторного использования упаковки: многократно

Удобство распаковки: легко

Состояние полученного продукта: безупречное. Поставка включает более чем качественный USB кабель. Драйвер Windows XP установился без проблем.

Комплектация: идеально

Удобство в использовании: хорошо

Соотношение цена/качество: отличное

AMI Musik DS5. Торжество DSD формата

Финальный комментарий

Пользователям сабвуфера может понадобится второй предварительный выход, даже для 3,5мм разъема, если они не хотят возиться с адаптерами. Отсутствует постоянное отображение уровня громкости, так как по умолчанию LED показывает частоту дискретизации. Чтобы узнать, к чему подключено устройство, необходимо покрутить регулятор громкости, что может показаться немного неудобным. Цифровой регулятор для наушников и основной выход теряют качество по мере подавления сигнала. Наушники лучше всего звучат в режиме фиксированного усиления. Для получения наилучшего уровня импеданса и чувствительности при использовании наушников, предпочтительно слушать музыку на высоких уровнях, которые поддерживает DS5. Остается лишь вопрос - почему AMI Musik DS5 не оборудован аналоговым потенциометром?

Автор: Srajan Ebaen