(093) 114-80-26
(067) 417-65-50
  
EUR UAH USD
 
Курсы валют
UAH32
USD1.23
 
Статьи

CD-проигрыватель AMR CD–77. Элегантный супертяж

CD-проигрыватель AMR CD–77. Элегантный супертяж

В SV&M №2, 2010 мы рассказали о CD-проигрывателе премиум-класса AMR CD-777. Но есть и его «старший брат», CD-77, настоящий «монстр» в мире проигрывателей компакт-дисков, разработкой которого компания AMR заявила о собственной концепции бескомпромиссного аппарата для воспроизведения CD. На этот раз речь пойдет о нем. Abbingdon Music Research (AMR) – истинно британская компания. Созданная с целью возродить английские традиции и подходы в проектировании высококлассной аудиотехники, она преуспела в этом. База – бесценный опыт и наработки выдающихся разработчиков, желание все сделать с нуля, собственные подходы и редкие амбиции.

Огромное количество запатентованных технологий, лучшие, проверенные временем компоненты (многие с военной приемкой), так называемая «старая школа», когда даже при доводке звука референсом служил виниловый тракт – вот что такое AMR и ее, без всякого преувеличения, уникальные изделия. Девиз инженеров компании – «Максимум музыкальности и прецизионности». И AMR неукоснительно выполняет эти требования. Технический директор и основной разработчик Торстен Лоеш – известный аудиодизайнер и менеджер-профессионал – убежденный сторонник ламповой схемотехники и, в тоже время, специалист в цифровой электронике. На его «личном счету» множество оригинальных, нестандартных схемных решений. Торстен рассматривал проект по созданию CD-77 как попытку реализовать ламповую однотактную звуковую сигнатуру на гибридных компонентах. И она оказалась успешной!

Бескомпромиссные подходы и решения без оглядки на затраты и коммерческую целесообразность, когда в расчет не принимается дороговизна вручную отобранных лучших комплектующих и технологий, не ориентированных на массовое производство. Результат – собственная, выдающаяся, ни на что не похожая концепция, усложненная схемотехника, стильный дизайн и совершенно «неподъемный» форм-фактор. Да, очень дорого, но зато как звучит! Недаром обозреватели не могли найти проигрывателя лучше, чем CD-77, за любые деньги.

Давайте же внимательно присмотримся к CD-77 – «супертяжу», который, по мнению авторитетных экспертов, является одним из самых интересных и необычных среди всех когда-либо произведенных CD-проигрывателей. Еще бы, ведь разработчики этого референсного лампового девайса ставили перед собой задачу создать проигрыватель равный и даже превышающий по качеству звука аудиоформат Super Audio CD. По их замыслу, он должен был стать мостиком между аналоговым звуком винила или мастер-ленты и цифровой записью.

Внешний вид

Габаритно-весовые характеристики AMR CD-77 более чем впечатляют. Масса – 28 кг, при почти полуметровых ширине и глубине корпуса из экструдированного алюминия со стенками толщиной в палец. Такое впечатление, что его изготовили на танковом заводе! Под стать аппарату и пульт ДУ, похожий на аккуратный, плоский кирпичик из металла массой 1 кг. Заметьте, речь идет о CD-проигрывателе! Для сравнения, чтобы вы вполне прониклись нестандартностью девайса, отметим, что винтажный бобинный магнитофон весит порядка 22 кг вместе со своими тремя моторами, тон-валом, кинематикой, мощным шасси и прочным корпусом, нашпигованным, кроме всего этого добра, еще и электроникой.

Для максимальной виброизоляции и снижения собственных резонансов алюминиевого корпуса создатели CD-77 использовали некоторые разработки аэрокосмического комплекса. Результат – отличные антирезонансные, термо и электрические свойства. Мощная, просторная передняя панель с плавными обводами оснащена дисплеем с синим свечением, и также подсвечивается каждая из пяти сенсорных кнопок управления под дисплеем. Слева и справа верхнего лотка загрузки диска – по три окошка, сквозь которые просматриваются шесть ламп. Окошки тоже подсвечиваются. Предназначены они не для любования содержимым проигрывателя, а для его вентиляции через прорези между поверхностями окошек и корпусом. Такая фирменная система охлаждения получила название OptiCool и позволила отказаться от традиционных радиаторов, которые, между прочим, прилично резонируют при работе. Удобный пульт ДУ оснащен тач-скрином, и тоже светиться синим. На задней панели размещены аналоговые XLR и RCA разъемы, выключатель питания, IEC разъем и USB-порт. В комплекте – четыре большие ножки со вставками из вспененного материала для уменьшения вибрации.

Интерьер

Разумеется, сами по себе тяжелый корпус и его размеры не делают из проигрывателя мачо. Это еще не High End и даже не показатель высокой стоимости аппарата, но внутреннее содержимое его также стоит немалых денег. CD-77 выполнен по гибридной технологии, электронные лампы уживаются в нем с современными цифровыми компонентами и интерфейсом USB, который позволяет использовать проигрыватель как внешний ЦАП профессионального уровня для любого качественного источника цифрового аудио. Отличный партнер, скажем для ПК, на жестком диске которого хранится сотня, другая CD.

Корпус в конструктиве танковой башни – надежное основание для прецизионного CD-транспорта. При этом обеспечивается простой доступ до заряжаемого вручную верхнего лотка загрузки диска. Его прочная крышка смещается легко и плавно. Заглянув под нее, вы обнаружите подвешенный на четырех пружинах мощный привод СD, освещенный светодиодом синего цвета. Есть спиртовый уровень и тяжелый магнитный прижим для надежной фиксации компакт-диска. Это собственная разработка АMR, получившая фирменное название OptiDrive, с применением компонентов от Philips (CD-18 servo system), Sony (привод K-series) и Mabuchi (двигатель). Англичане основательно доработали электронику заимствованных компонентов и снабдили ее отдельным источником питания. Всю обвязку поместили в алюминиевую платформу, изолированную специальной «подушкой». По существу, им пришлось с нуля спроектировать транспорт для CD-77, взяв все лучшее от разных фирм. Но разве нельзя было использовать готовое изделие? Разработчики объясняют это так: «Philips Electronics прекратил выпускать транспорты еще в 2001 году. Современные, так называемые транспорты Philips, являются азиатскими клонами, произведенными совсем по другим стандартам. Даже потрясающий  транспорт Victor (JVC) XL-Z900 уже не выпускается, так как все производители перешли на мультиформатные DVD-приводы, которые ну никак не лучше качественных СD».

Схемные модули этого проигрывателя-гиганта размещены в индивидуальных корпусах внутри полностью экранированного корпуса. Проводка аккуратнейшая. Плата цифрового тракта с очень короткими сигнальными цепями расположена под «свободно плавающим» транспортным блоком. Два больших силовых трансформатора – в герметизированных оболочках, другие меньшие по размерам элементы источников питания размещены на задней стенке. Аналоговый ламповый выходной каскад (OptiValve) с малыми искажениями и низким импедансом построен на NOS лампах военной приемки по схеме «двойное моно» без обратной связи. Имеет собственный источник питания. Лампы фиксируются специальными крепежными зажимами. Для защиты от микрофонного эффекта они снабжены специальными демпферами. В проигрывателе используется шесть NOS ламп: пара EZ80/EZ81/6CA4 для двойного моновыпрямителя, две ECC81/12AT7/6072A для усиления и еще одна пара 5687 в выходном каскаде.

AMR CD-77 имеет обычный аналоговый RCA выход и балансный XLR, совместимый с любым балансным оборудованием. При этом для обеспечения максимально реалистичного звучания разработчики сохранили однотактную схемотехнику аппарата. Все высококачественные компоненты проигрывателя отобраны вручную после тщательных испытаний и прослушиваний. Это и печатные платы военной приемки, полипропиленовые конденсаторы собственной разработки Music и конденсаторы от немецкого производителя Mundorf, ультра-тихие диоды schottky, разводка FEP из посеребренной меди в тефлоновой изоляции. Особое внимание при проектировании AMR CD-77 было уделено вопросам питания. В блоке питания – отдельные трансформаторы для цифровых и аналоговых цепей. Система OptiReg оптимизирует питание для цифровых цепей. Вместо обычных нескольких простых фильтров в ней используется 14 двух- трехпроходных. Были созданы стабилизаторы напряжения в бескомпромиссном исполнении. Разработчик Торстен Лоеш считает, что это крайне необходимо из-за широкополосности цифрового шума. Такой подход, по его словам, уменьшил шум питания в 1000 раз по сравнению со стандартными решениями и практически уничтожил цифровой шум.

Сердце проигрывателя – DSP от Texas Instruments и ЦАП, выполненный в стиле «старой школы» на базе «короля мультибитников», легендарного 16-битного ЦАП на чипсете Philips TDA1541A с последней схемотехникой CPLD (Complex Programmable Logic Device). AMR удалось купить у Philips  достаточное количество таких чипов вместе с NOS лампами. Этот ретро-ЦАП из CD-проигрывателей времен становления этого класса техники (напомним, что первый компакт вышел в 1982 году) посвященные называют преобразовательным чипом всех времен и народов. Он разработан в 80-х, когда вопрос цены не был вопросом №1. В результате, по мнению разработчиков CD-77, самые «крутые» современные ЦАПы и близко не приближаются к нему по «человечности» звучания. TDA1541А завоевал репутацию одного из лучших ЦАП (если не самого лучшего) и широко использовался при построении аппаратуры класса High End. Несмотря на то, что он снят с производства уже с десяток лет назад, по мнению многих профессионалов, до сих пор не существует другого чипа, приближающегося к нему по музыкальности.

Британцы тщательно исследовали этот старый добрый чипсет и поняли, что из него много чего еще можно выжать. Некоторые специалисты рекомендуют использовать специально отобранные чипы наиболее удачной модификации Philips Double Crown TDA1541A, которая звучит лучше его стандартных исполнений. Однако эта спецверсия уже абсолютно недоступна. Кроме того, разработчики убедились, что разница в звучании невелика. Они решили улучшить стандартную версию чипсета внешней обвеской. Разработали схемотехнику OptiSignal, обеспечивающую комфортную работу TDA1541A, и как результат – «живое» воспроизведения цифрового контента.

Считая неприемлемыми стандартные подходы к уменьшению джиттера, фирма предложила свою систему OptiClockLock. По мнению ее разработчиков, основной дефект традиционного решения – ложное представление о точности тактового генератора, особенно так называемых super-clock. Обычно используются несколько чипов среднего качества и улучшенные «супер-клоки», которые генерируют несогласованные друг с другом сигналы. В результате – джиттер, цифровой шум. Для уменьшения джиттера, система OptiClockLock с собственным блоком питания, имеющим очень низкие шумы, синхронизирует все внутренние тактовые генераторы CD-77 с главным термокомпенсируемым мастером – высокоточным генератором военной приемки. В результате, стандартный чип стал работать на уровне того, с «Двумя Коронами». А шумы, по мнению разработчиков, остаются на уровне, близком к теоретическому.

Чип TDA1541A позволяет вынести аналоговый и цифровой фильтры во внешнюю цепь, и это обеспечило разработчикам свободу в экспериментах. Они применили DSP, разработали его программное обеспечение, что позволило предложить слушателям различные опции цифрового фильтра c шестью версиями семплинга, которые по идее должны отвечать практически всем звуковым пристрастиям (функция OptiSample, позволяющая слушателю самому выбрать сэмплинг с пульта ДУ). Среди них – Digital Master I вообще без цифровой или аналоговой фильтрации, призванный обеспечить максимально возможную частотную точность воспроизведения. Digital Master II – простой аналоговый сглаживающий фильтр, компенсирующий легкий спад на высокой частоте, присущий (по мнению разработчиков AMR) Digital Master I. Поэтому Digital Master I полезно использовать при очень ярких записях. Как утверждают те же разработчики, Master II – «…эталон для наслаждения музыкой», и именно его они рекомендуют пользователю. Другие опции: 2-x или 4-x кратный Oversampling и Upsampling (частота передискретизации 96 или 192 кГц). Их можно использовать, если требуется сделать звучание более детальным и динамичным за счет жесткого, «цифрового» звука.

Проектировщики CD-77 позаботились и о том, чтобы в его «менеджмент» (операционную систему) вошли такие периферийные функции, как мониторинг внешней среды и защита от опасных воздействий. Например, при резких перепадах сетевого напряжения или если оно вне допуска. И еще о мелочах, которые человеку сведущему говорят о многом. Для замены батареек пульта ДУ требуется отвертка – предусмотрен крепежный винт с мелкой резьбой. Вместо саморезов используются винты с шайбами и внутренним шестигранником, вместо обычной стали – нержавейка. Впечатляет продуманная, «музейная» упаковка и то, что кроме самого аппарата, в крутейший, гигантский и роскошный алюминиевый кейс уложены исчерпывающий фирменный тестовый СD, имеющий прогревочные треки, качественные межкомпонентник и силовой кабели с логотипом AMR. Производитель позаботился даже о такой мелочи, как высококачественные предохранители.

Позолоченный плавкий предохранитель AMR Gold Fuses разработан после долгих лет тестирований и прослушиваний и заслуживает того, чтобы сказать о нем несколько слов. Его керамический корпус – антирезонансный, что способствует устранению микрофонного эффекта. Высококачественный серебряный провод предохранителя неспиральной формы устраняет микрофонные эффекты, имеет низкую индуктивность и не приводит к падению мощности. Для герметизации колбы применены немагнитные, 24K Gold позолоченные медные капсулы.

Теперь немного критики. Возможно, кроме USB-порта стоило оснастить AMR CD-77 цифровым оптическим входом Toslink (интерфейс S/PDIF). Это довело бы замечательный аппарат до совершенства. Но британцы уверяют, что соединение S/PDIF в сочетании с высокоточным внутренним тактовым генератором ухудшает качество звучания проигрывателя. Несколько удивляет отсутствие цифрового выхода. Разработчики объясняют это тем, что они не знают метода соединения транспорта с внешним ЦАПом без генерации джиттера. А возможно, убеждены в том, что на рынке вряд ли найдется ЦАП лучше того, что прячется в корпусе CD-77. И наконец, проигрыватель не оснащен выходом на наушники. Слово опять разработчикам: «Практически все записи компакт-дисков сводятся под воспроизведение через акустику. Поэтому проигрывание их через наушники не реалистично. Для улучшения этой ситуации требуется специальная цифровая и аналоговая обработка. Нам кажется, что это задача специализированных усилителей для наушников».

Звук

Экспертное прослушивание проигрывателя проводилось вместе со специалистами компании «Английский звук», которая является эксклюзивным дистрибютором Abbingdon Music Research в Украине и странах СНГ. Референсный тракт – от AMR (гибридный интегральный усилитель АМ-77, профессиональные мониторы LS-77).

При включении проигрывателя активируется 45-секундный прогрев. Эти цифры высвечиваются на дисплее, и начинается обратный отсчет времени – тоже признак породы и профессионального подхода разработчиков к проектированию CD-77. В течение этого времени таинственные схемы оптимизации делают свою работу и, наряду с прочим, готовят к работе лампы. Затем аппарат можно переключить в режим ожидания, когда активирован цифровой тракт, но лампы отключены для продления их срока службы. Специфика звучания «британца» – живость, а также сосредоточенность на деталях и их гармоничное сочетание, отличная передача нюансов. Не излишне аналитично, с очень теплыми оттенками. В итоге – очень хороший тональный баланс, особенно в режиме Digital Master II. Проигрыватель справился со сложной задачей – сохранить баланс разрешения, ясности и детальности без жесткости и резкости. Стабильность сцены, разрешение и прозрачность – конек CD-77. По динамике он, не моргнув глазом, переходит от тихого шепота к яростной атаке. К микро и макродинамике вопросов нет. Широкополосность и тональная точность звучания CD-77 безупречны: от низа до верха – никаких окрасов, выпячиваний, типа романтичности. Низкие частоты у этого «броненосца» просто на высоте. От верхнего басового регистра и ниже – все артикулировано, тонально верно, плотно без гудения. У проигрывателя мощный «взрослый» бас, но не жесткий и не округлый. В нем достаточно внутреннего огня, он образует плотное, прочное, но не однородное основание. Это не просто «цифровой бас», а более насыщенный тонально, реалистичный. Задорный, с быстрой атакой мидбас насыщает музыку заразительным ритмом, при этом средние частоты не окрашены. Верхи воздушные, чистые и без всякой резкости или послезвучия. Большой плюс для аппарата, способного работать «в связке» с компьютером. Это не просто еще один High End проигрыватель, а цифровая машина. И в то же время – эталон качества звучания. Нельзя не отметить его уникальные способности подстройки под вкусы слушателя – шесть моментально переключаемых сэмплингов. Свобода выбора – это классно.

Резюме

Вы спросите, зачем нужны дорогущие проигрыватели компакт-дисков типа этого AMR CD-77? Давайте порассуждаем. При всем ренессансе винила, сегодня объем его продаж едва достигает 1% от всего объема проданной музыки. Похоже, под натиском компьютерных форматов такая же судьба ждет его поликарбонатноого «брата». Но обратите внимание на огромное количество предложений дорогущих проигрывателей винила сейчас по сравнению с временами его расцвета. Аудиофилы не торопятся расставаться с винилом, и это обусловлено, в конце концов, качеством его звучания. Так и с компактом. Надо признать, что за четверть века он многому научился, и разрыв с винилом сужается. Да и открыт ли уже весь потенциал CD? Наконец, существует такая штука, как тактильный контакт с носителем музыки. Так что, если вы не готовы расстаться со своими компактами, стоит присмотреться к такому уникуму, как AMR CD-77.

Достоинства: Бескомпромиссный звук, уникальная концепция, выдающийся дизайн  

Недостатки: Нет выхода на наушники и цифрового входа  

Технические характеристики:

Режимы работы:

- Direct Master I без аналоговых и цифровых фильтров

- Direct Master II без цифрового фильтра, аналоговый фильтр anti-sin(x)/(x)

- Oversampling 2X

- Oversampling 4X

- Upsampling 96 кГц

- Upsampling 192 кГц

Форматы: CD, CD-R, CD-RW

Транспорт: собственной разработки, с верхней загрузкой

Входы: 1 x USB

Выходы: RCA (несбалансированный), XLR (сбалансированный)

Выходное напряжение, В >2

Выходной импеданс, Ом < 100

Полоса частот (+0,0, -0,5 дБ), Гц 20-20000

Сигнал/Шум, дБ > 100

(THD + N), % <0.3

Динамический диапазон, дБ >90

Разделение каналов, дБ >100

Потребление (Standby), Вт 45

Потребление (Power on), Вт 90

Рабочее напряжение, В 90-135 и 190-260

Размеры, мм 460 х 160 х 470

Вес, кг 28 без упаковки

Stereo & Video. 04/2010Материал подготовил Николай МИХЕЕВ